Posted 19 сентября 2014,, 19:10

Published 19 сентября 2014,, 19:10

Modified 31 марта, 11:31

Updated 31 марта, 11:31

Чиновники готовы раздевать

19 сентября 2014, 19:10
Введение ограничений на импорт одежды из ЕС и США приведет к тому, что конкуренты уйдут из торговых центров, а российские ритейлеры тут же поднимут цены. За одежду придется значительно переплачивать. Как и за еду.

Чиновники пугают россиян новым эмбарго. На этот раз речь идет о возможном ограничении импорта одежды из ЕС и США. Также не исключено, что будут запрещены европейские и американские бренды. Эксперты уверены: подобные запреты ни к чему хорошему не приведут - ведь объемы текстильного и швейного производства в России снижаются.

Уже неделю в обществе идет дискуссия о втором пакете контрсанкций. Помощник президента Андрей Белоусов 11 сентября заявил, что Минэкономразвития, в частности, разрабатывает перечень видов одежды, которые в будущем могут быть запрещены. Позже глава комитета Госдумы по экономической политике Игорь Руденский сказал, что запрет должен быть «точечным и грамотным». Всех запутал глава Минэкономразвития Алексей Улюкаев, наоборот, выступивший против санкций. Однако официальные лица уверены: в любом случае необходимо поддерживать отечественных производителей и лишать западных партнеров выгоды.

Сейчас легкая промышленность в Петербурге находится не в лучшем состоянии. Согласно данным Петростата, в период с января по август 2014 года текстильное и швейное производство в Северной столице упало по сравнению с прошлым годом на 82,1%, а в Ленинградской области — на 70,4%. Увеличивает мощности в основном холдинг легкой промышленности «БТК-групп», но это особый случай. Упомянутая компания в 2010 году была определена как единственный поставщик вещевого имущества армии. Это привело к тому, что в 2013 году она получила оборот в размере 21,4 млрд рублей.

В Петербурге базируется несколько крупных ритейлеров, реализующих товар в сегменте «массмаркет». Эти компании в основном производят продукцию в азиатских странах, тогда как сшитая в Европе одежда, например, у Melon Fashion Group занимает только 1% всех поставок. Другие известные ритейлеры - Oodji, Sela и Concept Club. По ним санкции точно не ударят. Но ведь ни одна из этих компаний не способствует развитию российского швейного производства, напоминают эксперты. Специалисты убеждены: если конкуренты уйдут из торговых центров, то российские ритейлеры получат преимущество и тут же поднимут цены. За одежду придется значительно переплачивать. Как и за еду.

По мнению президента Союза производителей швейных изделий Северо-Запада Валентина Миронова, если сейчас ввести запрет на поставку готовой одежды и тканей в Россию, то фактически люди будут ходить голыми. «Мы очень зависимы от импортного сырья, - отмечает эксперт. - В России все очень не того качества. Подходит разве что для армии». Причина в том, что легкой промышленностью долго никто не занимался. «Были фабрики — стали ритейлеры. Обучаем на дизайнера, а на швею - нет. Нам нужно лет пять, если не больше, чтобы все восстановить. Это очень большой срок», - сетует эксперт. «Ничего не будет восстановлено, - уверена президент фонда «Сделано в Петербурге» Светлана Молчанова. - Это экономически невыгодно».

Специалисты полагают, что ограничения, скорее, приведут не к развитию собственного производства, а к увеличению количества нелегально ввезенной продукции. При этом, по словам Молчановой, «теневого рынка и сейчас слишком много».

До сих пор неизвестно, что именно чиновники и депутаты планируют запрещать (если вообще планируют): импорт одежды, произведенной в Евросоюзе и США, или ввоз для продажи в РФ западных брендов. При первом варианте санкции ударят только по люксовому сегменту.

На данный момент свыше 80% продукции европейских компаний производится в странах Юго-Восточной Азии. Из ЕС и США в Россию поступает только 12% одежды.

«С политической токи зрения правильно вводить санкции в верхний сегмент, - говорит главный редактор информационного ресурса «Российские торговые марки» Андрей Магарик. - Только 7-8% домохозяйств в России могут позволить себе продукцию, сшитую, например, в Италии. Произойдет политический хлопок, но мало кто пострадает. Обеспеченные люди просто полетят за одеждой в Европу».

Другие эксперты напоминают, что удар по люксовым маркам приведет к ощутимым потерям дистрибьюторов и торговых центров, в которых клиенты премиум-сегмента зачастую являются «якорными» арендаторами.

Значительно большую опасность для рядовых потребителей несет предложение полностью запретить западную текстильную продукцию - в том числе и бренды среднего сегмента, которые представлены в крупных торговых центрах Петербурга. Испанская компания Inditex (включает бренды Zara, Bershka, Pull&Bear), английская Mango, польская Reserved, шведский H&M, немецкий Adidas и многие другие европейцы шьют одежду в странах Азии. «Для развития своего производства логично отстранить от конкуренции и тех, кто шьет в странах Азии. Если убирать из конкурентов только Европу, то будет полегче, но немного. Азия-то останется», - говорит генеральный директор консалтинговой компании Clever Fashion Мария Герасименко.

По ее мнению, если санкции введут в таком виде, то потери и ритейлеров, и дистрибьюторов будут катастрофическими. «Ритейлеры, сделавшие заказ на поставки, сейчас рискуют потерять большие деньги, - рассказывает Герасименко. – Заказы на одежду осуществляются заранее, примерно за девять месяцев до продажи, поэтому все очень нервничают из-за неопределенности. К тому же сейчас можно констатировать не лучшую экономическую ситуацию. Торговые центры фиксируют снижение выручки, интерес покупателей падает. В то же время растет курсовая разница – значит, людям приходится тратить больше».

Впрочем, узнать из первых рук ощущения игроков рынка "Росбалту" не удалось. Представители компаний Inditex, Reserved и Melon Fashion Group в течение недели были недоступны для комментариев. В H&M лишь сообщили, что ведут работу в штатном режиме. Представители «ИКЕА Мос», управляющие ТЦ «Мега», не предоставили данные о том, кому принадлежат компании-арендаторы торговых площадей. PR-специалист ТРЦ «Галерея» Елена Дедкова сообщила только, что более половины магазинов в комплексе – международные ритейлеры. Таким образом, если будет введен запрет на европейские бренды, можно предположить, что в ТРЦ «Галерея» прекратят работу около ста магазинов.

Петр Трунков