Posted 25 сентября 2014,, 19:00

Published 25 сентября 2014,, 19:00

Modified 31 марта, 11:26

Updated 31 марта, 11:26

Российская культура обретет «Основы»

25 сентября 2014, 19:00
«Основы государственной культурной политики» ни к чему не обязывают и ничего не меняют. Впрочем, творческая элита рада хотя бы тому, что здесь государство не выступает как безусловный регулятор.

Через несколько дней завершится общественное обсуждение документа под названием «Основы государственной культурной политики». Но до 12:00 30 сентября каждый желающий еще может оставить к нему комментарий или предложить свою идею по спасению духовных богатств нашей страны. Однако все это так же необязательно, как и сами «Основы». Предложения авторов документа обсуждались на круглом столе в ИА "Росбалт" в рамках проекта "Петербургский авангард".

Документ обсуждается на разных уровнях еще с весны. В мае проект «Основ» выложили в Интернет, и с тех пор о нем успели высказаться чуть ли не все – от администрации президента до Общественной палаты Забайкальского края и православных благотворительных фондов.

Самое интересное, что документ, по сути, абсолютно декларативный. Да, он о разумном, добром и вечном, но ни к чему не обязывает и ничего не меняет. Просто в год культуры понадобилось подготовить рамочный документ, некую стратегию, что и было сделано. Как мы жили раньше без обозначенных на бумаге общих фраз («неотъемлемой частью культурного наследия народов России является великая русская литература, музыкальное, театральное, кинематографическое наследие» и тому подобное) – одному богу известно.

Впрочем, неизбалованная творческая элита рада хотя бы тому, что в документе государство не представлено как безусловный регулятор.

«Я считаю, что художник в России вообще никогда за всю свою историю не был свободен так, как сегодня. И этот документ никого не «прессует», он спокойный, в нем нет того, чего мы страшимся – каких-то жестких рамок или утверждений. И потом, если его совсем не будет, получается, никакой политики в области культуры вообще не существует», - отмечает член Совета по культуре при президенте РФ и ректор Института имени И. Е. Репина Семен Михайловский.

По мнению директора государственного музея-заповедника «Царское село» Ольги Таратыновой, в «Основах» упомянуто то, что «у каждого уже решено внутри».

«Наконец, прозвучала фраза о том, что культурная политика «должна строится на принципах понимания культуры России как неотъемлемой части мировой культуры». Это базовый принцип, о котором спорят со времен Пушкина и Чаадаева. И теперь здесь поставлена точка, - поясняет Таратынова. - Мне также понравился пассаж о том, что удаленный доступ к культурным ценностям нельзя переоценивать. Сейчас музеи обязывают устраивать множество виртуальных филиалов, но это не выход из ситуации. Современная молодежь не понимает разницы между картинкой в «Огоньке» и подлинником в Эрмитаже. Никакой виртуальный мир не подменит оригинал. Мне радостно, что кто-то об этом сказал».

Генеральный директор Театра музыкальной комедии Юрий Шварцкопф считает, что документ можно принять хотя бы ради одной фразы. «В нем говорится, что культурную миссию выполняют музеи, библиотеки, архивы, театры, филармонии, концертные залы и дома культуры. Это перечисление правильное. Потому что культурную политику делают не только Эрмитаж и Русский музей или только Большой и Мариинский театры. Культурная политика должна начинаться с низа, с глубинки», - отмечает эксперт.

Важность «Основ» для культурных деятелей из провинции отмечает и гендиректор петербургской Капеллы Ольга Хомова. «Для них появление документа о том, что поддержка культуры является государственной идеей, - это колоссальная возможность. Ура, теперь этим документом можно размахивать на уровне местных министерств или управлений культуры», - поясняет Хомова.

Действительно, в стране победившей бюрократии очень важен документ, поддержанный «наверху». Но к чему это приведет на практике – пока большой вопрос. В документе говорится о необходимости реформирования законодательства, но ничего о том, когда это произойдет. Между тем деятели культуры надеются на конкретные шаги и бюджетные вложения.

«Главным итогом появления этого документа должна быть корректировка государственного бюджета. Потому что многое из того, что в нем заявлено – создание художественных школ, развитие детского творчества, передвижные выставки, поддержка научных исследований - прежде всего требует средств. Поэтому у документа должны быть материальные последствия», - считает Ольга Таратынова.

В связи с финансированием сразу всплывает и тема закона о меценатстве. По словам Михайловского, такой документ «зеленый свет» явно не получит. «У нас в стране любое послабление ведет к преференциям. Изменят налоговое законодательство, создадут особые режимы, а это обязательно приведет к злоупотреблению», - озвучивает официальную точку зрения эксперт. Впрочем, пока однозначного отказа не было, и многие деятели культуры надеются, что меценатам все-таки позволят вкладывать деньги в частные театры без угрозы попасть за решетку.

Окончательный вариант документа, учитывающий все правки, должен быть готов к ноябрю. Но у экспертов предложений к самому тексту не так много. Первостепенным они видят сам посыл, само заявление о том, что культура должна влиять «на все аспекты политики государства и сферы жизни общества». Хотя и этот момент некоторым кажется спорным.

«Меня эта фраза умиляет. Хотел бы видеть, как министр Мединский будет влиять на президента нашей страны. Также в документе перечисляются требования, обеспечивающие полноценную жизнь общества, в том числе целомудрие. Как понять в государственном документе слово «целомудрие»? И как это будут понимать, например, казаки?» - удивляется Шварцкопф.

А Ольга Таратынова сомневается в формулировке «традиционные для России нравственные ценности». «Она имеет слишком много толкований. Не стали бы результатом этого митинги казаков у Эрмитажа или разбитие окон музея Набокова. Каждый поднимает традиционные для России ценности по-своему», - объясняет эксперт.

Кстати, православная общественность в лице благотворительного фонда Святителя Василия Великого ратует за включение в документ пункта о роли веры как исконной черты российского общества. Однако, как показывает практика, подобные консервативные формулировки вызывают неприятие в культурной среде.

«Церковь все-таки у нас отделена от государства. Хотя на практике выходит, что отделена от государства как раз культура. Что косыночку надо надеть при входе в церковь - это люди знают, а что в филармонии нельзя хлопать между частями симфонии – нет. Всему этому надо учить. И никакие декларации ничего не изменят, если мы не поймем, что повышать общественный статус культуры - значит воспитывать новую аудиторию», - считает музыковед и главный редактор газеты «Мариинский театр» Иосиф Райскин.

Станут ли транслировать балет по «Первому каналу»? Пойдет ли молодежь в театр вместо ночного клуба? Повысится ли посещаемость музеев? Ответы на эти вопросы придется искать уже после принятия «Основ». Между тем, именно Петербург может стать пилотной зоной для испытания документа. Во всяком случае, городская Общественная палата сейчас работает над концепцией особой культурной зоны в Северной столице. Если экспертам удастся убедить губернатора в жизнеспособности идеи, он должен рассказать о ней президенту.

«Я не Остап Бендер, и Нью-Васюков здесь выстраивать не буду, но что-то может получиться. Тем более, что в последнее время мы теряем звание культурной столицы, пора к этому возвращаться. А потом, когда регион разовьется, можно развивать подобное и в других субъектах, уже стараясь уйти от ошибок и не набивать шишки», - уверен член президиума Общественной палаты города Алексей Козырев.

Перспектива «набить шишки» и выступить в роли подопытного, конечно, не самая приятная. Но надо же с чего-то начинать применение этих «Основ», иначе они навсегда останутся лишь декларацией.

Софья Мохова

Проект реализован на средства гранта Санкт-Петербурга