Posted 25 сентября 2014,, 17:22

Published 25 сентября 2014,, 17:22

Modified 31 марта, 11:26

Updated 31 марта, 11:26

Чиновники убивают туризм?

25 сентября 2014, 17:22
Банкротства турфирм продолжаются. Между тем руководство страны не знает, как вытащить эту отрасль из кризиса. К 2015-му году восстановить сферу туризма в России не удастся.

Руководство страны не знает, как вытащить туристическую отрасль из кризиса. Первые лица, характеризуя сложившуюся ситуацию, говорят абсолютно противоположные вещи.

В августе премьер Дмитрий Медведев дал поручение своему заместителю Дмитрию Козаку взять под контроль ситуацию с банкротством турфирм и разобраться с вопросом обновления отраслевой нормативной базы. Он даже сравнил происходящее с пресловутой МММ - условно говоря, обвинил агентства в создании мошеннических «пирамид», попутно попеняв на то, что они еще и в полной мере не хотели страховать свои риски. Буквально пять дней назад вице-премьер отчитался о том, что при правительстве создана специальная рабочая группа, которая займется выправлением ситуации в туристической отрасли. При этом Козак выразил надежду на то, что новых банкротств турфирм не будет.

В свою очередь министр культуры Владимир Мединский на этой неделе заявил обратное. Он не исключает того, что банкротства туроператоров продолжатся. Людей, которые пользуются услугами дешевых фирм, предлагающих «горящие туры», он сравнил с игроками в русскую рулетку. По его словам, туризмом вообще не должны заниматься компании, на балансе которых нет полумиллиона рублей.

В подобной ситуации потенциальному туристу совершенно непонятно, что делать. Министр, курирующий отрасль, говорит одно, а вице-премьер - совершенно другое. Но сфера туруслуг, как известно, чрезвычайно чувствительна к переменам.

Председатель ассоциации туристско-экскурсионных предприятий Петербурга Валерий Жилкин отмечает, что, хотя заявившие о прекращении своей деятельности «Нева», «Солвекс-Турс» и «Верса» были крупнейшими в городе на Неве, в Петербурге еще продолжают работать более 460 операторов. Кроме этого, все три обанкротившиеся компании Северной столицы в совокупности были меньше, чем рухнувший московский «Лабиринт».

При этом опрос действующих петербургских фирм показал, что народ, несмотря на негативный фон, постепенно начинает звонить и спрашивать о возможности организации отдыха не только на осенние, но и на зимние каникулы. Однако говорить о том, что новые законодательные инициативы могут улучшить ситуацию на рынке, все-таки пока не приходится.

Так, в конце сентября должен быть подготовлен законопроект, регулирующий туристическую деятельность в России. По сути дела, речь идет о поправках к действующему турзаконодательству. Как раскатывают эксперты, успевшие ознакомиться с этим обновлениям, поправки занимают аж 41 страницу. Но при этом встречаются «совершенно феноменальные ляпы». Например, в документе упоминаются лотереи. Это дает повод заподозрить, что законопроект был просто-напросто списан с другого закона.

Согласно поправкам, операторам и агентам придется вкладывать средства в финансовые гарантии, т.е в «Турпомощь».

«Мединский сказал, что, если у туроператора и турагентства нет 500 тыс. рублей, то заниматься турбизнесом неприлично. Наверное, в мире благополучных людей — в Москве — это правильно. Но я знаю многих людей, у которых нет 500 тыс. рублей, они занимаются турбизнесом и никого не бросили. Каждого туриста знают чуть ли не в лицо, ухаживают за клиентами, дорожат ими. Но вот у них нет 500 тыс. рублей. Что им делать в таком случае, в какую сторону пойти? То есть все турфирмы - и крупные, и мелкие - подведены под одну гребенку», - считает вице-президент Ассоциации работников туристско-экскурсионных предприятий Валерий Жилкин.

Не согласны с тем, что финансовые гарантии должны быть увеличены, и представители прекратившей свое существование «Невы». Так, председатель совета директоров компании Сергей Тимралиев говорит о том, что сумму фингарантий предлагается увеличить до 5% от оборота компании, но не менее, чем до 50 млн рублей. Между тем та же самая «Нева», по его словам, была застрахована, финансовая гарантия равнялась 454 млн 200 тыс. рублей. При этом оборот компании составил 100 с чем-то млн евро в год, (4,5 — 5 млрд рублей). Пресловутые 5% «Невы», которые она должна была отдавать в «Турпомощь», оставляли 200-250 млн рублей - сумму в два раза меньшую, чем та, на которую она была застрахована в «Восхождении».

Генеральный директор «Декатур» Владимир Дервенев считает, что самым простым выходом из положения для самих путешественников было бы добровольное страхование. Клиент, покупающий тур, сам выбирает страховую компанию и оплачивает 2% от стоимости путевки. При этом Деревнев обращает внимание на интересный момент. В Москве уже распространяется так называемый «потребительский рэкет». Уголовные дела по факту мошенничества начали заводить на самих туристов, которые отправлялись в отпуск по «горящим путевкам», а затем предъявляли претензии на суммы, большие, чем реальная стоимость "скидочной" поездки.

«Туристы ездили в отпуск, брали свидетельства по поводу того, что их плохо обслужили. Это популярная вещь во время банкротства. Компенсацию с «горящей путевки» пытались получить, как с полной. Те, кто потерпел не такие уж большие убытки, хотят возместить намного больше. Но и самое печальное, что большие государственные мужи своими заявлениями абсолютно убивают турбизнес. Когда большие люди с экранов на вопрос: "Что бы вы рекомендовали туристам?", говорят: "Я бы рекомендовал самим все бронировать", они убивают туризм. Я туризмом занимаюсь с 1991 года. Такое впечатление, что делается все, чтобы на рынке остались две-три большие фирмы, а остальные исчезли», - говорит Деревнев.

Эксперты не думают, что в 2015 году ситуация на рынке туруслуг изменится коренным образом. Так быстро эта отрасль не восстановится.