Posted 30 сентября 2014,, 19:35

Published 30 сентября 2014,, 19:35

Modified 31 марта, 11:21

Updated 31 марта, 11:21

Забытые на Севере

30 сентября 2014, 19:35
Глобализация, верным спутником которой являются транснациональные компании, стирает культурные коды. Бизнес вытесняет северян с их земель, не дает заниматься традиционным хозяйством. Но куда податься этим людям?

В конце октября Россия заявила о своих стратегических интересах в Арктике. Было объявлено, что на северных территориях построят 13 аэродромов и 10 технических радиолокационных пунктов для обеспечения военной безопасности в регионе. Таким образом, страна в очередной раз озвучила свои притязания на обширные материковые территории и шельф, богатый природными ресурсами. Пускать на Север «незваных гостей» никто не хочет, однако и аборигены чувствуют себя там не очень комфортно.

Именно с промышленным освоением региона связан ряд проблем малочисленных коренных народов. С одной стороны, для инуитов, ненцев, селькупов, саами, чукчей, коми-ижемцев и других народов Север — это родина, земля этногенеза, почва, на которой сформировались эти народы — то, что культуролог Георгий Гачев называл «природиной». С другой стороны, Арктика — это огромные углеводородные, минеральные и биологические ресурсы. Освоение крупными компаниями северных территорий неизбежно влияет на жизнь местного населения. И не всегда это положительное воздействие. Интересы развития богатых ресурсами земель должны быть связаны с проблемой сохранения коренных народов, их культуры и языка.

Считается, что эти вопросы взаимодействия малочисленных народов и крупного бизнеса можно решить с помощью грамотных законов, а вернее их исполнением.

Сейчас передовой страной в вопросах законодательства по северным народам считается Канада. Хотя стране пришлось пройти к этому долгий путь. Старт новой политике в отношении коренных народов у канадцев был дан только в 70-е годы. До этого в стране клинового листа довольно жестко обращались с индейским населением. Новая концепция, направленная на сохранение коренных народов, резко изменила положение вещей. Более того, сегодня в Канаде выплачивается компенсация тем представителям коренных народов, которые считают себя пострадавшими от современной системы образования.

Кроме этого, в Канаде существует Министерство по делам индейцев и северных территорий. В нем работает 3,5 тыс. человек, из которых 1,5 тыс. - представители коренных народов.

В России же недавно было ликвидировано и «простое» Министерство регионального развития. При этом Советский Союз являлся передовой державой: вопросами малочисленных народов, их устойчивым развитием страна начала заниматься еще в 20-30-е годы. В частности, тогда появился комитет содействия народностям северных окраин при Президиуме ВЦИК. В эти же годы возник комитет по созданию алфавита и письменности.

Профессор, заместитель директора Института народов Севера РГПУ им. А. И. Герцена Игорь Набок не считает, что в плане законодательства в РФ дела обстоят хуже, чем в других странах. Еще в девяностых были приняты два важных федеральных закона: «Об основах экономической политики в северных регионах» и «О гарантиях прав коренных народов». В конце нулевых, будучи премьер-министром, Владимир Путин утвердил Концепцию устойчивого развития коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации.

«Но у нас существует большой пробел в плане исполнения этих законов. Они недостаточно хорошо работают. Суровость и количество законов у нас компенсируется их невыполнением. А ведь нашим советским опытом пользовались и канадцы, и европейцы, и китайцы. У них коренные малочисленные народы освобождены от налогов в том случае, если они продолжают заниматься традиционными видами хозяйственной деятельности. Мы подобного не можем себе позволить по экономическим соображениям», - рассказал Набок на круглом столе в ИА «Росбалт» в рамках проекта «Лица Петербурга».

Например, в РФ постоянно обходятся нормы Земельного кодекса и закона «О природопользовании». Согласно этим доументам, на ряде территорий просто не может осуществляться добыча полезных ископаемых, если на то не будет получено согласие местного населения. Но на земли, на которых ведется традиционное хозяйство, объявляются конкурсы. Побеждают в них компании, которые к этому хозяйству никакого отношения не имеют, но обладают большими деньгами и страстью их увеличить путем добычи углеводородов. По итогам аукциона заключается контракт на долгосрочную аренду участка. Коренное население находится в странном положении: по закону они имеют право заниматься традиционным ремеслами на данных территориях, но на арендуемых землях во всю работают нефтяные вышки. Бизнес вытесняет северян.

Традиционное природопользование основано на воспроизводстве, то есть речь идет о сохранении природы. Человек берет от нее ровно столько, сколько ему необходимо. Промышленную добычу же характеризует невосполнимое природопользование. Меняется структура почвы, исчезают пастбища, сокращается поголовье оленей.

В 2012 году в республике Коми прошла конференция, посвященная судьбе малых народов. Ее посетили представители и Гренландии, и Африки. По итогам конференции было опубликовано обращение к правительствам всех стран. Написано оно весьма решительно и основательно: речь идет о полном запрете разработки нефтяных месторождений на шельфе и в прибрежной зоне.

Эксперты замечают: нужно понимать, что такое человек, лишившийся возможности заниматься традиционным для его предков делом - охотой, разведением скота, рыболовством. Куда ему податься? А ведь на генном уровне у народов севера нет фермента, расщепляющего алкоголь. Алкоголизм становится страшной бедой.

Согласно исследованиям, мужчины, представители малочисленных северных народов, живут в среднем 45 лет. При этом 37% смертей вызваны убийствами, несчастными случаями и самоубийствами. В среднем по России этот показатель составляет 14%. В Финляндии же, которая занимает по количеству суицидов одно из первых мест в мире, и вовсе 8%.

Есть еще и нормы «Закона о семье», который на Севере тоже не очень-то соблюдается. По словам доцента кафедры палеоазиатских языков, фольклора и литературы Института народов Севера Олеси Болотаевой, до сих пор распространена практика, когда из семей, проживающих в дальних поселках, детей забирают насильно и отправляют в школы-интернаты. Ребенка на огромный срок вырывают из родных стен, запрещают говорить на родном языке. Он замыкается в себе. Кто-то предпочитает бежать из интерната, кто-то накладывает на себя руки.

Ситуация такова, что глобализация, верным спутником которой являются транснациональные компании, стирает культурные коды. Сегодня уже нет необходимости пасти стадо на нартах - оленьих упряжках. Его удобнее объезжать на снегоходах. Нет смысла шить национальную одежду — малицы, ведь предпочтение отдается современному скандинавскому трикотажу. С приходом большого бизнеса, исчезает и необходимость занимается самими традиционными ремеслами. По всей видимости, компаниям, вгрызающимся в недра Кольского полуострова, Ямала, Якутии, Сахалина стоит помнить об этом и проявлять уважение к тем, кто пришел на Север гораздо раньше.

Константин Семернев

Проект реализован на средства гранта Санкт-Петербурга.