Posted 5 октября 2014,, 12:30

Published 5 октября 2014,, 12:30

Modified 31 марта, 11:17

Updated 31 марта, 11:17

Театральный критик: Любимов и в 94 года играл как превосходный, молодой и заразительный актер

5 октября 2014, 12:30

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ, 5 октября. Московскому Театру на Таганке при Юрии Любимове удалось создать свой самостоятельный мир, эстетику, язык, считает театральный критик Дмитрий Циликин.

Эксперт, вспомнил, как он в 1981 году, будучи ленинградским студентом, он отправился в столицу на спектакль Любимова «Дом на набережной» по пьесе Юрия Трифонова. В те годы было обычной практикой, когда москвичи ездили смотреть в Ленинград премьеры Георгия Товстоногова, а ленинградцы в Москву - на спектакли Эфроса и Любимова. Перед спектаклем у окна администратора легендарная ситуация — давка, количество желающих получить заветный билет - 20 человек на кв. метр. В самом зале в два раза больше зрителей, чем он способен вместить.

«Там была удивительная сцена. НКВДшник со страшным лицом, оскаленными зубами глядит в зал, а при этом звучит фонограмма Утесова: "Ну что сказать вам, москвичи, на прощанье? Чем наградить мне вас за внимание?... Доброй вам ночи, вспоминайте нас". В этот момент прожектора, стоявшие на сцене разворачивались, зал заливало светом. Бывают такие моменты, которые ты помнишь всю жизнь. Это необыкновенное чувство, которое удается испытать раз в жизни. Я до сих пор помню этот момент. В зале было единение. Переживание остроты, чувств, что театр говорит с тобой о чем-то, о чем никто не говорил. За этим мы и ходим в театр», - вспоминает Циликин.

Критик также рассказал, как осенью 2011 года ему удалось побывать в театре на Моховой на встрече Любимова со студентами петербургской театральной академии. После этого он должен был взять у мэтра интервью.

«Это было невероятно. Встреча должна была идти около часа, а продлилась два часа. В свои 94 года он имел право просто сидеть на стуле на сцене и что-то бубнить, а он играл как превосходный, молодой и заразительный актер. Встреча превратилась в блестящий моноспектакль. Он бы и дальше продолжал играть, если бы его жена не стала за полы тащить со сцены. После этого произошел забавный случай. Один из организаторов предложил Любимову бокал вина. «Нет, нет, мне бы водочки», - заявил Любимов, глядя на мой диктофон», - рассказал Циликин.

Кроме этого, известен факт, что Любимов смог побороть рак. Это своеобразный урок всем, кто с годами разваливается, теряет и физическую и эстетическую форму. У режиссера был дух такой силы, а ум полон юмора и самоиронии.

После того, как Любимов покинул Таганку, ему удалось поставить в Большом театре «Князя Игоря».

«Я был на этой премьере в качестве члена экспертного совета «Золотой маски». Мы этот спектакль даже не номинировали, посчитали, что Юрию Петровичу не по годам, да и не по статусу участвовать в каких-то соревнованиях. За Любимова можно было порадоваться. Когда он выходил на поклоны — это был отдельный спектакль. Его единодушно чествовал огромный зал Большого театра. Это был порыв любви, благодарности, уважения. Думаю, что эти моменты подливали его жизнь», - рассказал Циликин.

Напомним, сегодня в Боткинской больнице столицы на 98-м году ушел из жизни режиссер Юрий Любимов. Его жена рассказала, что он умер во сне. Она выразила благодарность врачам, делавшим все возможное, чтобы спасти жизнь режиссера. Любимова доставили в больницу 2 октября, его состояние медики оценивали как тяжелое.