Posted 28 октября 2014,, 18:36

Published 28 октября 2014,, 18:36

Modified 31 марта, 10:54

Updated 31 марта, 10:54

Здесь не может быть вашей рекламы

28 октября 2014, 18:36
Рекламный рынок Петербурга может просто исчезнуть. Так считают его игроки. Городской бюджет потеряет несколько миллиардов рублей, а тысячи людей останутся без работы.

Рекламный рынок Петербурга может просто исчезнуть. Так считают его игроки. Городской бюджет потеряет несколько миллиардов рублей, а тысячи людей останутся без работы. Губернатор должен принять срочные меры, чтобы не допустить катастрофы.

Рекламное сообщество Северной столицы в штыки восприняло проект новой схемы размещения рекламных конструкций, которая была подготовлена комитетом по печати и взаимодействию со СМИ. На данный момент в городе установлено порядка 14 тыс. рекламоносителей. Согласно действующей Схеме размещения рекламных конструкций, которая была утверждена Постановлением правительства Санкт-Петербурга №266 от 17 апреля 2014 года, количество мест для рекламы должно было быть сокращено до 9696. Новый, но пока еще не принятый документ, подразумевает, что количество площадок уменьшится в 18 раз. Останется только 532 рекламоносителя. Столь жесткое сокращение приведет к уничтожению рынка с ежегодным оборотом в 4,9 млрд рублей.

Причиной своих бед рекламщики называют ГОСТ Р 52044-2003 «Наружная реклама на автомобильных дорогах и территориях городских и сельских поселений. Общие технические требования к средствам наружной рекламы», который был принят постановлением Госстандарта РФ 22 апреля 2003 г. ГОСТ делает практически невозможным размещение рекламных конструкций на улицах городов.

Ранее считалось, что ГОСТ носит исключительно рекомендательный характер. Однако 1 августа на заседании правительственной комиссии по обеспечению безопасности дорожного движения под председательством Игоря Шувалова было дано неожиданное поручение. Муниципалитеты и городские округа должны согласовать места под рекламу на соответствие этому ГОСТу 10-летней давности.

И если в Москве в сентябре провели торги на право размещения наружной рекламы по старым правилам, то в Петербурге уже к октябрю подготовили первый проект новой схемы размещения рекламы. А торги, которые были намечены на 14 сентября, не состоялись.

Руководитель Северо-Западного отделения Национальной ассоциации визуальных коммуникаций Владимир Рябовол уверен, что принятие этой схемы, которая подразумевает многократное сокращение рекламных площадей, будет иметь крайне негативные последствия для экономики Петербурга. Рынок фактически будет уничтожен.

Эксперт отметил, что ежегодно в бюджет города от рекламы поступало 2-3 млрд рублей. На перезаключении договоров с операторами Северная столица могла пополнить свой бюджет еще на 18-20 млрд рублей.

"В условиях стагнации городской экономики такие цифры кажутся немаловажными. Сокращение количества мест размещения рекламы не улучшит инвестиционный климат", — отметил Рябовол.

Кроме этого, рекламная отрасль тесно связана с полиграфическим производством и производствами в области металлообработки. В этих сферах трудится значительное число петербуржцев. Работу могут потерять не менее 10 тыс. человек.

Согласно ГОСТу в Петербурге должны демонтировать 1702 остановочных павильона, которые устанавливали компании-операторы. Их придется заменить на социальные — те, которые будут созданы за счет городского бюджета. Проблема только в том, что разницы между теми и другими остановочными павильонами никакой. А вот бюджетные деньги на замену потратят.

Вот еще один парадокс. Если в Петербурге останется 532 рекламных места, то воспользоваться ими для продвижения своей продукции смогут в первую очередь раскрученные бренды. Это значит, что разговоры об импортозамещении после введения санкций останутся лишь разговорами. Отечественные компании окажутся в дискриминационном положении. Об их существовании теперь просто никто не будет знать.

Председатель комитета по рекламе Санкт-Петербургской ТПП Кирилл Опарин также недоумевает, почему вдруг сегодня вспомнили о ГОСТе, который носит рекомендательный характер. Требования стандарта не имеют под собой исследовательской базы и соответствовать им крайне сложно. Более того, документ не был ни зарегистрирован в Минюсте, ни опубликован.

Считается, что реклама якобы негативно влияет на поведение водителей, может помешать им управлять машиной. Однако исследования доказывают обратное. Так, при Ростехрегулировании был создан технический комитет по стандартизации №467 «Наружная реклама и информационные знаки для общественных мест». Его специалисты пришли к выводу, что по продолжительности взгляда водителя наружная реклама находится лишь на 10-м месте после зданий, кустов, деревьев, пешеходов, неба и внутренней обстановки в автомобиле. Большинство просмотров рекламы (87,11%) являются кратковременными, продолжительностью в одну секунду и менее.

Депутат Заксобрания Константин Сухенко напоминает, что бюджет города имеет дефицит порядка 50 млрд рублей. В такой ситуации отказываться от рекламных поступлений было бы непростительно.

Парламентарий считает, что необходимо отложить принятие новой схемы размещения рекламных конструкций до того момента, пока не завершится процесс кадровых перестановок в правительстве города, а комитет по печати не получит своего председателя.

Сухенко рассказал, что он знал о тлеющем конфликте между рекламным сообществом Петербурга и комитетом. Сложившаяся ситуация свидетельствует о том, что во взаимодействии бизнеса и власти имеются трудности.

"На моей памяти впервые рекламное сообщество так озабочено. Необходимо взять время на обсуждение. Тем более грядут изменения в правительстве. После ухода с поста вице-губернатора Василия Кичеджи неизвестно, кто будет курировать рекламу. Неясно, появится ли у нас председатель комитета по печати. Не надо нам бежать впереди паровоза. Если в Москве не стали срезать рекламные места, так и нам не стоит", — заявил Сухенко.

Он сообщил, что поддерживает рекламный рынок и в ближайшее время постарается сделать так, чтобы ЗакС вновь обратился к проблемам рекламщиков.

Президент Общественного совета по рекламе Петербурга Сергей Пилатов отмечает, что происходящим в Северной столице уже заинтересовались соседи России по Таможенному союзу — Белоруссия и Казахстан, даже Армения выражает беспокойство. Если в России начнут действовать новые правила установки рекламных конструкций, то к ним должны быть приближены и стандарты соседей. При этом именно белорусский опыт стоило бы использовать России.

«В Белоруссии все делают правильно. У них каждое рекламное место изначально согласовывается с ГИБДД, а уже потом выставляется на конкурс. Из наших соседей никто не хочет российского технического регламента. Откровенно говоря, я не верю в реальность происходящего, не думаю, что нам придется жить по новым правилам», - говорит Пилатов.

Председатель совета директоров ЗАО «Реклама центр» Евгений Гуревич уверен: если количество мест для рекламы сократят, то, начнется формироваться нелегальный рынок. Рекламу будут размещать люди без репутации, которые просто захотят сорвать куш с этого рынка. Город будет захламлен нелегальными билбордами. А на борьбу с этим придется тратить средства из бюджета

Участники рынка не верят обещаниям руководства комитета по печати, что в будущем количество рекламных мест, обозначенных в схеме, увеличат. Коренного изменения ситуации при действующем ГОСТе произойти просто не может.

Операторы рынка наружной рекламы отправили официальное письмо на имя губернатора города Георгия Полтавченко, в котором они требуют ввести полугодовой мораторий, направленный на сохранение рекламной отрасли в существующем виде.

В обращении они подчеркивают, что если новая схема размещения рекламных конструкций, которую подготовил комитет по печати, будет утверждена, то рекламный рынок будет уничтожен. Аналогичные письма операторы уже направили бизнес-омбудсмену Борису Титову и полпреду президента РФ в СЗФО Владимиру Булавину.

"Мы хотим донести до Георгия Сергеевича, что надо не допустить обвала. Может возникнуть ситуация, при которой фатальный опыт будет иметь только один регион страны — Петербург", — отметил Рябовол.

Также рекламное сообщество просит губернатора подготовить обращение на имя председателя правительства РФ Дмитрия Медведева с просьбой приостановить действия ГОСТ Р 52044-2003 "Наружная реклама на автомобильных дорогах и территориях городских и сельских поселений" в существующей редакции.