Posted 28 октября 2014,, 21:40

Published 28 октября 2014,, 21:40

Modified 31 марта, 10:54

Updated 31 марта, 10:54

"Я уверен, что мир вздрогнет"

28 октября 2014, 21:40
Макаревич приехал в Петербург, чтобы рассказать о красоте и сокровенном. Артиста защищали от провокаторов. Перед библиотекой, где проходила лекция, полиция тщательно досматривала пришедших.

Публичная лекция Андрея Макаревича все-таки состоялась. Знаменитый музыкант бесплатно рассказал петербуржцам о красоте и даже ответил на несколько вопросов. Обошлось без эксцессов и, к разочарованию некоторых, без политики.

До последнего были сомнения в том, что встречу не отменят. Потому как этой осенью Андрей Макаревич стал самым нежелательным персонажем на всех официальных площадках. После выступления в лагере беженцев в Святогорске на музыканта посыпались обвинения и пособничестве киевской власти. Известный всем канал даже показал фильм про «друзей хунты». Слова быстро переросли в дела, и концерты Макаревича стали отменять по всей стране. Якобы из-за непроданных билетов.

Лекцию на тему «Что такое красота?» могла ждать такая же незавидная участь. Встреча с Макаревичем в рамках проекта «Открытая библиотека» изначально должна была состояться Новосибирске. Но на руководство площадки в Академгородке было оказано давление, и лекцию перенесли в Петербург. В библиотеку им. Маяковского тоже звонили с угрозами, но, к счастью, безрезультатно.

Впрочем, организаторы подозревали возможные провокации. Меры безопасности были усилены – перед библиотекой дежурил наряд полиции, все пришедшие подверглись тщательному досмотру, внутри за порядком следили охранники. Но обошлось без эксцессов: ни воинствующих хоругвеносцев, ни борцов за нравственность с плакатами на горизонте не было видно. Правда, внутрь они бы все равно не попали, так как регистрация на мероприятие из-за большого количества желающих была закрыта задолго до даты его проведения. Несколько десятков людей толпились перед библиотекой, но так и не смогли зайти.

А внутри Макаревич начал свою лекцию с предупреждения всех собравшихся о том, что он ненастоящий лектор. Дальше музыкант (а по совместительству писатель и художник) начал рассуждать о понятии «красота», которое по-разному трактуется и авторами словарей, и обычными людьми.

«Я считаю, что красота – это присутствие божественного в человеческом. Если человек является атеистом и понятие божественного его не устраивает, то можно заменить его словом природа. Я не видел некрасивой природы, я не знаю ни одного живого существа, которое было бы некрасивым. Если очень субъективно, возможно, это гиена, но кому-то и она нравится. Ни одной некрасивой рыбы, ни одной некрасивой птицы, ни одного некрасивого дерева», - рассуждал Макаревич.

Представление о мире и о том, что такое красота, у человека формируется с 1,5 до 5 лет, рассказал он. Поэтому в восприятии прекрасного важны родители, с которыми Макаревичу, по его словам, страшно повезло. Именно отец-архитектор ненавязчиво подтолкнул артиста к живописи.

Дальше Макаревич начал рассуждать о том, как всегда бывшее элитарным искусство в середине XIX века наконец-то стало общедоступным благодаря средствам массовой коммуникации.

«Бах всю жизнь проиграл в капелле Святого Фомы. Сколько людей его слышали? Тысячу, полторы, а то и меньше. И вдруг оказалось, что музыку можно записывать, тиражировать, продавать, крутить по радио, и ее услышали миллионы. Это, с одной стороны, дало колоссальный толчок к ее развитию, с другой – здорово обесценило. Выяснилось, что можно нажать на «стоп», можно перемотать, можно под нее выпивать, разговаривать, она вообще может быть фоном. До этого концерт был событием, каждый был уникальным», - отметил артист.

Однако к изобразительному искусству в этом плане у Макаревича оказалось больше вопросов. По мнению артиста, культурная революция скорее навредила живописи. Он довольно критично высказался о возможности художника продавать не мастерство, а идею, как в свое время сделал Малевич с «Черным квадратом».

«Во все предыдущие века художники, обладая высочайшей планкой мастерства, считали себя ремесленниками, картины продавали по площади. Тем не менее, это сочетание мастерства и того, что мы называем красотой, создало шедевры, которые остаются шедеврами и сегодня. И никто их не переплюнет, боюсь, уже никогда. Потому что человечество поехало по другим рельсам и удаляется все больше и больше", - рассуждал Макаревич.

К сожалению артиста, теперь величие художественного произведения определяется не мастерством, а той же рекламой, галейрейщиками. «Я не противник современного искусства, я вообще не считаю, что нужно делить его на современное и несовременное. Нужно делить на искусство и не искусство. Давайте называть это придумками, хеппенингами, перформансами, инсталляциями - как угодно. Но если убрать слово "искусство", то продавцам придется убрать и нолик или два нолика с цены», - констатировал артист.

В итоге Макаревич посетовал на то, что сегодня легко «задурить голову» неподготовленному человеку. И напоследок рассказал притчу из книги Владимира Краковского «День творения» про сестер-близняшек, которые во всем внешне были одинаковыми. «Но одна красивая, а вторая - нет. Люди, которые умели видеть красоту, их различали, а остальные – путали», - закончил лекцию Макаревич.

Еще в течение получаса артист отвечал на вопросы собравшихся. При этом Макаречич отметил, что для него не имеет значения, является ли задающий вопрос поклонником его творчества.

«Я никогда не ставил себе задачу понравиться всему человечеству, я не пряник. Даже если это будет абсолютное меньшинство, мне его будет вполне достаточно, потому что качество мне важнее количества. Начиная с 1969 года, когда «Машина времени» образовалась, цель завоевать вселенскую популярность нас не преследовала, нам просто очень хотелось играть эту музыку, чтобы у самих шерсть дыбом вставала. Когда это выстрелило на всю страну, было приятно, но хвататься за это когтями бессмысленно», - как бы в пику сложившейся в стране ситуации отметил Макаревич.

Стоило одной из пришедших упомянуть «гражданскую позицию» музыканта, как организаторы встречи напомнили, что разговор идет о красоте. Таким образом Макаревич за время лекции не сказал ни одного слова о политике. Что, возможно, разочаровало некоторых слушателей.

Пришедший на встречу депутат ЗакСа Максим Резник в свою очередь задал совсем далекий от политики вопрос – о любимом месте Макаревича в Петербурге. «Первый раз меня привез отец, мне было лет семь. Мы всегда приезжали с Московского вокзала, ежась, выходили на Невский и шли вниз. И для меня перспектива Невского какая-то очень дорогая. Не было этих растяжек с рекламой, все было немытое, древнего, римского цвета, очень пыльное. И что-то в этом было такое декадентское, достоевское, очень трогательное», - вспомнил Макаревич.

Артиста также попросили привести примеры того, что же для него есть красота. «Здание Биржи на Стрелке. Художник Ботичелли и, как ни странно, рядом с ним Модильяни - есть что-близкое между ними. Андрей Рублев», - ответил Макаревич, подчеркнув, что никому ничего не навязывает.

Музыканта также много спрашивали про то, как приучать детей к прекрасному, и тот терпеливо давал советы мамам. Хотя сам заявил о своей неспособности к преподаванию как раз из-за недостатка терпения.

В завершении встречи артист напомнил всем, что «надо думать о хорошем», и поделился со зрителями «неосуществимой мечтой»: "Лучше всего это сделать в Новый год. Будут проблемы с часовыми поясами, но это можно решить. Хотелось бы, чтобы все человечество налило себе небольшую рюмочку того, что любит, подумало о хорошем и одновременно выпило. И я уверен, что мир вздрогнет и повернется в лучшую сторону. Я бы очень хотел это осуществить».

Софья Мохова