Posted 31 октября 2014,, 17:45

Published 31 октября 2014,, 17:45

Modified 31 марта, 10:51

Updated 31 марта, 10:51

Целительная сила искусства

31 октября 2014, 17:45
Пресыщенность жизнью приводит к апатии и скуке. Спастись от этого состояния поможет погружение в творчество, обучение ему, уверены участники круглого стола «Получить образование — не значит завершить его».

Пресыщенность жизнью приводит к апатии и скуке. Спастись от этого состояния поможет погружение в творчество, обучение ему, уверены участники круглого стола «Получить образование — не значит завершить его», который был организован ИА «Росбалт» в рамках проекта «Петербургский авангард».

По словам Винеры Бадретдиновой, куратора Фестиваля современного искусства, проводящегося в рамках форума «Непрерывное образование в XXI веке», в современной жизни невозможно обойтись без постоянного обучения. В индустриальную эпоху мир был устроен достаточно просто. Человек рождался, шел в ясли и детский сад, школу, затем - в институт или в армию, после чего начинал работать по профессии. После этого начиналось банальное существование, с «геранью на окне» и летающими над горшком с растением «мушками».

Считается, что знания забываются в течение двух лет. В советское время, чтобы решить эту проблему, успешных сотрудников отправляли на переподготовку.

В наши дни темп жизни увеличился. Доходит до банального. Знания, полученные «утром», вечером превращаются в «старье». Привилегия, которую даровали советским гражданам после завершения вуза - «получил диплом, а дальше можешь ничего не делать» - больше не актуальна. Втягиваться в процесс просвещения должен каждый. Здесь немаловажный фактор играют дисциплина, эмоции и непосредственно тяга к саморазвитию. Пример тому — участники Фестиваля современного искусства. Так, одна из них, глава городского отделения Американской торговой палаты в России Мария Чернобровкина только семь лет назад взяла в руки кисть. За эти годы она успела поступить на востребованный восточный факультет СПбГУ, закончить юридический факультет и получить степень MBA.

“В принципе, более прагматичного человека найти нельзя. Я не рисовала никогда. Ну, в школе зайцев каких-то. Но я однажды приехала из отпуска и поняла, что если я сейчас что-нибудь не нарисую красками, то сойду с ума. И понеслась в изобразительную студию», - рассказала Чернобровкина.

Она до сих пор не прекращает заниматься саморазвитием.

«То, что произошло со мной, видимо, было вызвано перегруженностью левого полушария. Работа была связана с постоянной аналитикой, выработкой стратегии и тактики, все время приходилось что-то оперативно решать. Наступил "момент доски". Душа жаждала чего-то иного. У людей, которые достигают почета и уважения, зачастую наступает кризис. И еще: у нас люди не приучены к тому, чтобы слушать свои ощущения. Они думают, что художник - это нечто иноземное», - поделилась своим опытом глава петербургского отделения АТП в РФ.

Член Союза художников Санкт-Петербурга Татьяна Стрежбецкая, которая имеет опыт работы с новичками, отмечает, что путь развития делится на несколько этапов. В течение пяти лет человек обучается видам искусства, жанрам. Потом, он, сформировав коллекцию, должен найти свою аудиторию. На это уходит еще 2-3 года. После этого наступает определенное разочарование. Тобой же сделанные работы тебя же самого уже перестают вдохновлять. Если ты являешься творческим человеком, то должен продолжать развитие дальше. Начинается новый цикл длиной в 7-10 лет.

«Студентов, учеников сегодня очень сложно заставить думать. Нас окружает огромное количество медиа - телевизионных и Интернет-СМИ. Дети погружены в компьютерные игры. Но ведь это искусственное воображение. Необходимо заставить ребят мыслить творчески, менять стереотипы. Они не должны мыслить исключительно современным искусством. Моя задача не только научить детей рисовать, но и научить их думать, мыслить. Они должны заинтересовывать зрителя не просто цветными пятнышками, композициями, под которыми прикрепляется текст, объясняющий, что именно хотел сказать художник», - рассказала Стрежбецкая.

Профессор кафедры концертмейстерского мастерства Санкт-Петербургской консерватории Ирина Шарапова, отмечает, что об образовании надо говорить не только с точки зрения диплома. Важно рассматривать его как способ сохранения и приумножения духовного и интеллектуального потенциала. Идея непрерывного развития направлена на обеспечение будущего человечества.

Шарапова признается, что, если бы она жила старыми представлениями, то у нее никогда бы не получилось сохранять контакт со студентами. Для саморазвития возраст не является показателем.

«Авангардность заключается в том, чтобы чувствовать идею, которая нова именно сейчас. Она может быть очень проста с точки зрения формы, абсолютно классична. Но и музыкальная педагогика не направленна на то, чтобы научить человека исполнять какое-то произведение. Я, например, поняла, что нельзя жить общепринятой формой концертов, которая существовала многие десятилетия. Ощущается, что из-за этого мы теряем что-то важное... У меня возникло понимание, что человека нужно куда-то направить. Я стала говорить на концертах, театрализовывать их. Появилась интерактивность — это самое важное», - заявила Шарапова.

Специалисты пришли к выводу, что именно тяга к творчеству и познанию нового может решить проблемы отцов и детей. Непрерывный процесс образования, поможет избавить человека от «самокопания», зацикливания на себе.

Проект реализован на средства гранта Санкт-Петербурга.

Константин Семернев