Posted 31 октября 2014,, 20:00

Published 31 октября 2014,, 20:00

Modified 31 марта, 10:51

Updated 31 марта, 10:51

Край богатырского эпоса и алмазов

31 октября 2014, 20:00
Якуты не зря гордятся своей культурой: чего стоят хотя бы хоровод осуохай, праздник Ысыах и эпос олонхо, который признан настоящим шедевром. Мирные люди с берегов Лены могут научить многому.

В рамках проекта "Лица Петербурга" состоялась очередная встреча цикла "Чаепитие по...". На этот раз ее хозяевами стали представители самого крупного из коренных народов Сибири – якуты. Приглашенные в ИА «Росбалт» петербургские якуты рассказали про алмазную «столицу» России, про народный эпос олонхо, который ЮНЕСКО объявило одним из «шедевров устного и нематериального наследия человечества», и поведали историю главного национального праздника Ысыах.

Якуты - коренной народ, проживающий на территории самого крупного в России региона - Республики Саха (Якутия). Слово «саха» - это самоназвание народа. В преданиях, героическом эпосе олонхо, благопожеланиях и песнях употребляется двойное название - «ураангхай саха». По рассказу якутов, название "урангхай" относится к древнему периоду истории якутского народа, связанному с тюрко-монголоязычными племенами Южной Сибири. Слово «якут» вошло в употребление в начале XVII века. Сначала оно звучало как «ёко» и было заимствовано у эвенков, коренных жителей этой территории.

Происхождение якутского народа имеет сложные корни. «На этот счет нет определенного мнения, существуют разные версии. Но, как считают многие ученые, предки якутов произошли от тюркоязычных народов Алтайских гор. И даже якутский язык сложился на основе тюркского», - рассказал представитель Петербургской общественной организации «Ассоциация молодежи Республики Саха (Якутия) «Сайдыы» Айан Мухин. Он также обозначил, что окончательное присоединение Якутии к России произошло в первой половине XVII века.

Что касается религии, то в жизни якутов она играла и играет главенствующую роль. «Традиционным религиозным мировоззрением коренных народов Якутии является язычество, которому присуще одушевление окружающего мира. Согласно якутской религии, следует с почтением относиться к горам, деревьям, рекам, стихиям и животному миру. Обязательным считается кормление духа огня во время национальных праздников или на природе, чтобы сопутствовала удача», - отметил Мухин.

Однако после присоединения якутов к России в быт народов саха постепенно вошла новая религия. Уже в первой половине XIX века почти все якуты считались православными.

По характеру якуты народ спокойный, уравновешенный, сдержанный, неторопливый. Они выносливы, легко переносят холод и голод. Отличаются большим гостеприимством, любят встречать и угощать гостей. «Многие европейские народы жили тесно друг к другу. И, естественно, всегда были какие-то конфликтные ситуации из-за территорий или ресурсов. А якуты всегда проживали немного изолировано, и территории всегда всем хватало. Поэтому конфронтации не было. Во-первых, потому что не с кем, а во-вторых, потому что не было причин конфликтовать. Вот и сложилась такая традиция и привычка всегда тепло относиться к чужим людям, которые приходят в твой дом», - объяснили представители народа свое отношение к иностранцам.

Почувствовать на себе гостеприимство якутов можно на главном празднике народа – Ысыах, который ежегодно проводится и в Петербурге. Ысыах дословно переводится как «изобилие». Традиционно Ысыах отмечается в день летнего солнцестояния 22 июня. «Этот праздник всегда связывали с возрождением и обновлением природы, с плодородием и началом нового хозяйственного года», - пояснила Надежда Харлампьева.

Если человек попадет на Ысыах в качестве гостя, ему обязательно поднесут кубок с холодным кумысом и куски отварной жеребятины. Его также непременно накормят изысканным традиционным блюдом из сбитых сливок с земляникой или черникой.

Якутка Варвара Прибылых рассказала про свой народный танец: «Всеобщее единение людей символизирует хоровод осуохай, означающий жизненный круг. Во время него танцующие, двигаясь в неторопливом темпе по траектории солнца, как бы совершают круговорот во времени и пространстве и отдают дань светилу за тепло, подаренное людям. В хороводе присутствует ведущий, в чьи обязанности входит исполнение песен, посвященных окружающей реальности. Этот танец может продолжаться до утра, раньше осуохай устраивали в течение трех дней и ночей. Считается, что каждый, кто входит в круг, заряжается энергией на целый год».

Одна из отличительных черт этого народа - бережное отношение к своей культуре. У якутов развито чувство национального самосознания, гордость за свои традиции, преданность своим корням. Несмотря на суровые климатические условия, люди хотят жить на своей малой родине. Говоря о своих планах, Айан Мухин отметил, что покинул родной край, чтобы получить образование. «Закончу учебу и вернусь на родину. Думаю, там мои знания пригодятся больше», - признался он.

И им есть чем гордиться — якуты, например, создали уникальный богатырский эпос олонхо, который в 2005 году ЮНЕСКО объявил одним из шедевров устного и нематериального наследия человечества. В сюжете олонхо часто описывается якутский богатырь, чаще всего - Боотур, верхом на белом коне спасающий прекрасную Туайаруму из рук злодеев из нижнего мира (по представлениям якутов, мир делится на верхний, средний и нижний).

«Эпос олонхо - это целый мир. В прошлом олонхо исполнялся особыми людьми — олонхосутами - без музыкального сопровождения. Монологи героев поются, а остальной текст декламируется. Все исполняется одним человеком. Олонхосут мог говорить в течение многих часов, а наиболее талантливые вели свои рассказы несколько вечеров», - рассказала Надежда Харлампьева.

Но Якутия богата не только своим народом и культурой, но еще и природными запасами. В советское время геологи на территории нынешнего Мирного нашли месторождение алмазов и отправили телеграмму в Москву, содержащую следующий текст: «Закурили трубку мира. Табак отменный». Вся суть этой телеграммы легла в основу названия города, который ныне считается алмазной столицей России. Якутская алмазоносная провинция является крупнейшей в России - на ее долю приходится 90% запасов и 95% добычи.

Сегодня талантливый, самобытный, трудолюбивый якутский народ ассоциируется с великой северной рекой Леной. Она является одним из символов народа. Другой символ якутов - алмазы. Недаром самое лучшее пожелание друзьям гласит: «Здоровья вам крепкого, как наш якутский алмаз».

Сара Газданова

Проект реализован на средства гранта Санкт-Петербурга.