Posted 7 ноября 2014,, 07:48

Published 7 ноября 2014,, 07:48

Modified 31 марта, 10:47

Updated 31 марта, 10:47

Эксперты «дорылись» до похищенных миллионов

7 ноября 2014, 07:48
История с хищениями бюджетных средств при ремонте дорог в Ленобласти получила продолжение. Подрядчики рассказали, как проводилась "разоблачительная" экспертиза.

История с многомиллионными хищениями бюджетных средств при ремонте дорог в Ленинградской области, которую с подачи областной прокуратуры этой осенью опубликовали десятки средств массовой информации, получила неожиданное продолжение в виде ответной реакции подрядчиков. Они изложили альтернативную точку зрения на то, как проводилась экспертиза, ставшая основой для громких разоблачений.

«Взаимовыгодное сотрудничество»

В 2014 году выявление крупных хищений при дорожном ремонте в 47-м регионе было поставлено буквально на поток. Прокуратура Ленинградской области не уставала сообщать о новых фактах, свидетельствующих о том, что дорожный ремонт в регионе осуществляется по «воровской схеме» — в некоторых случаях до объекта доходит лишь одна пятая выделенных из бюджета средств. Только за третий квартал 2014 года при исполнении дорожных госконтрактов прокуроры выявили хищений на 70,5 млн рублей.

Активность областной прокуратуры по выявлению бюджетных хищений во-многом связана с деятельностью ООО «Дорожно-Испытательный Центр «Северо запад», который по заказу надзорного органа на безвозмездной основе проводит экспертизу дорожного ремонта на соответствие ГОСТам и СНиПам. Это единственная организация в регионе, аккредитованная для проведения соответствующих работ. При этом ДИЦ, не стесняясь, предлагает подрядчикам свои услуги в области технического надзора на коммерческой основе. На сайте организации сказано, что главная цель ее деятельности - «защита интересов заказчика», которому она предлагает «взаимовыгодное сотрудничество». И действительно, к клиентам ДИЦа у прокуратуры претензий нет, зато у их конкурентов поиск нарушений идет, что называется, с пристрастием.

«Докопались» до нарушений

В своем письме на имя главы комитета по дорожному хозяйству Ленинградской области Михаилу Козьминых генеральный директор одной из «уличенных» компаний — ООО «Рем СЭД» - Наталия Орурцова подробно описывает, как сотрудниками ДИЦ «Северо-запад» проводилась проверка качества ремонтных работ, произведенных дорожниками в Подпорожье. По ее словам, для экспертизы были отобраны керны в местах колейности, гарантийного ремонта и на виражах, при этом сделано было меньше кернов, чем того требуют СНиПы. На предложение подрядчика взять дополнительные керны в других местах сотрудники ДИЦ ответили: «Нам и этого хватит». По результатам проверки было заведено уголовное дело по факту хищения бюджетных средств в размере 15 млн рублей. Это при том, что общая сумма, потраченная на закупку асфальтобетонной смести и подтвержденная документами, составила 20 206 133 рубля. То есть украли 74% выделенных средств. По мнению Огурцовой, даже такие примитивные расчеты говорят об абсурдности предъявленных обвинений.

Если в случае с ремонтом в Подпорожье эксперты точно знали, где брать керны для подтверждения некачественно проведенных работ, то в других случаях, как сообщают подрядчики, выемка идет до выявления нарушений. При этом часто количество взятых кернов превышает СНиП 3.06.03-85 «Автомобильные дороги» в два раза, а выводы о качестве дорожной одежды делаются по минимальному значению. Так, при экспертизе автодороги «Кириши — Будогощь — Смолино», которую в 2013 году ремонтировало ЗАО «АБЗ-Дорстрой», на четырех километрах были отобраны 27 кернов вместо 17. «Докопавшись» все-таки до нарушений, эксперты вместе с прокурорами сделали вывод о хищении 40 из 52 млн рублей, выделенных на ремонт этой дороги по госконтракту.

Похожая ситуация сложилась и в Лужском районе, где прокуроры выявили «ущерб» от некачественного ремонта участка трассы «Красный Маяк – Пехенец – Киевское шоссе» на сумму 26,9 млн рублей. Ремонт проводило ООО «Дивный Град». Для обнаружения нарушений специалистам ДИЦ потребовалось взять 27 кернов вместо 15, положенных по нормативу.

«Из 30 миллионов, по версии прокуратуры, - 27 миллионов ущерба. Получается, что дорогу украл всю, оставил там только знаки, - возмущался потом на совещании у вице-губернатора гендиректор «Дивного Града» Вадим Багишев. - Я буду проверять эту информацию. Пожелание только одно: кроме как к цифрам ущерба, я не имею доступа больше ни к одному документу проверки. Я не знаю ни методики подсчета, ни результатов этой проверки, кроме цифр. Бывает, что одна из проб показывает недостаточную толщину. Бывает, что по замечанию контролирующих органов мы перекладываем дорожное покрытие. Но тут же какой случай? На менее чем 100 метрах - семь проб. А СНиП говорит, что одна проба на тысячу квадратных метров берется».

Такое усердие в поиске нарушений может выйти дорожному хозяйству области боком. В СНиПах не просто так установили максимальное количество мест на единицу площади, где можно осуществлять выемку кернов. Дело в том, что каждый керн — это потенциальная яма и аварийно-опасный участок дороги. Массовые отбор кернов может свести на нет все усилия ремонтников. Не удивительно, что аварийность на дорогах Ленобласти за 9 месяцев текущего года, по данным комитета по жилищно-коммунальному хозяйству и транспорту, выросла на 10%. Об этом вынужден был резко высказаться губернатор Александр Дрозденко, пообещав «кадровые чистки», если ситуация не поменяется.

А эксперты кто?

Сложившуюся в дорожном хозяйстве Ленинградской области ситуацию 29 октября обсуждали на совещании, организованном вице-губернатором Георгием Богачевым. На нем кроме чиновников присутствовали также представители областной прокуратуры, подрядчики и руководство ООО «Дорожно-Испытательный Центр «Северо запад» в лице Михаила Хренова, который, кстати, уже успел приобрести дурную славу в регионе еще в бытность дорожным строителем. Возглавляемый им «Дорстройкомплекс» в 2009-2010 годах строил дорогу Зеленогорск-Приморск, где было обнаружено хищение денежных средств в размере 11,4 млн рублей. Вскоре после этого компания прекратила свое существование. Похожая судьба ждала и «АДК Резерв», которая ремонтировала областные дороги двумя годами позже. Компания, в руководство которой входил Хренов, обанкротилась еще до истечения гарантийного срока на своих объектах.

Далеко не все подрядчики готовы сотрудничать с экспертами из ДИЦ, и во многом это происходит благодаря негативному имиджу его руководителей - Хренова и близкого к управлению компанией Виталия Санарова, ушедшего из администрации Ленинградской области после того, как на него завели уголовное дело по обвинению в подлоге документов. Вызывает вопросы и компетентность проводимой ими экспертизы, и тем более выводы, в соответствии с которыми складывается ощущение, что на дорогах Ленинградской области только воруют деньги и наносят им ущерб.

Однако альтернативы ДИЦ в регионе нет, и это уже вопрос к антимонопольной службе, а также к областной прокуратуре, которая заключила с этой организацией контракт без конкурса и теперь полностью полагается на ее оценку, возможно, даже не подозревая, каким образом надзорный орган используется в чужой и грязной игре.

На совещании 29 октября подрядчики высказали свое недоверие экспертной организации, с которым солидаризировались и чиновники. Вице-губернатор Георгий Богачев предложил ДИЦ самостоятельно заделывать дыры на дорогах, которые остаются после работы экспертов, а глава комитета по дорожному хозяйству и транспорту Михаил Козьминых предложил вообще «остановить все, что происходит сейчас на Северо-Западе, потому что ни у кого, кроме одной организации, нет аккредитации» или же подключить к проверкам государственные организации.

Несмотря на то, что окончательного решения сложившейся проблемы на совещании найдено не было, сам факт его проведения и открытый формат говорит о том, что интерес областных властей к ситуации в дорожном хозяйстве заметно усилился. Чиновникам явно не хочется фигурировать в новостях о многомиллионных хищениях, особенно когда речь идет о выводах сомнительных экспертов.