Posted 13 ноября 2014,, 19:43

Published 13 ноября 2014,, 19:43

Modified 31 марта, 10:41

Updated 31 марта, 10:41

Магический мир Дагаса

13 ноября 2014, 19:43
Ветеран Афганской войны, художник Дмитрий Дагас говорит, что получает информацию сверху, а затем переносит ее на холст. Черный цвет его картин не символизирует что-то мрачное, наоборот, - на полотнах живет сказка.

ИА "Росбалт" продолжает проект "Петербургский авангард", посвященный горожанам, которые находятся впереди, в авангарде культуры и искусства. Наш нынешний герой - член Союза художников Санкт-Петербурга, ветеран Афганской войны, арт-директор творческого центра "Ветер странствий" Дмитрий Дагас, которого по праву можно назвать одним из наиболее своеобразных художников современности. Краски, которыми он творит, поглощают и затягивают зрителя в картину, а содержание работ не поддается определению в обыкновенных терминах. Как выражается сам Дмитрий Дагас, он получает информацию сверху, а затем переносит ее на холст.

- Как начался ваш творческий путь?

- Я помню себя всю жизнь рисующим, пишущим, ищущим, учащимся. Конечно, я как все хотел быть космонавтом, потом была мечта стать артистом, клоуном, но художник победил всех. К сожалению, в 1983 году я не поступил в художественное училище и попал в Афганистан. После тяжелого ранения я вернулся. В 1987 году поступил в художественное училище имени Серова. А спустя четыре года по контракту с галереей уехал на полгода в Америку. Потом вернулся в Россию и пустился в самостоятельное плаванье.

- Куда вы вывозили свои работы?

- Штаты, Германия, Франция, Израиль, Чехия. Одна из картин висит в Саудовской Аравии. Еще одна находится в коллекции Министерства обороны США. Ее приобрел один офицер, он служил во Вьетнаме, полковник. Повесил ее у себя в офисе.

- В ваших картинах присутствует много черного цвета? С чем это связано?

- Черный цвет для меня очень хорош, это цвет поглощения и концентрации, я теряюсь в светлом холсте. И черный цвет вовсе не символизирует что-то мрачное и неприглядное, пошлое. У меня вообще очень жесткое отношение к чернухе - я ее ненавижу. Слишком много ее сейчас в современном искусстве, ее смакуют. Я стараюсь этого избежать, у меня акцент на сказочности, загадочности, мистицизме. Не хочу, чтобы творчество человека как-то развращало, пугало. Искусство должно возвышать, подтягивать к себе.

- Вы считаете, что современные художники каким-то образом развращают зрителя?

- Очень много работ, которые связаны с тяжелыми, нерадостными темами. Может, это какое-то веяние антигламура, а может, время такое - слишком много агрессии, негатива, и где-то начинается смакование. Не могу этого понять. В таких работах чувствуется безысходность. Возможно, современные молодые художники считают себя потерянным поколением. Я не за и не против, но мне с ними не по пути.

- Может, это способ выбиться из общей массы?

- Да, и это тоже. А чтобы выбиться, они используют шокотерапию. Но искусство имеет такое свойство, что все наносное долго не живет и со временем отваливается. Картины, где есть профессионализм, энергетика, все равно останутся. Картина должна не шокировать, а впечатлять.

- А есть вторая крайность: человек объявляет искусством чистый лист, назвав работу "Пустота в невесомости". И такие вещи "творят" не только молодые, но и люди более старшего поколения, которым, казалось бы, есть что сказать.

- Все эти точечки, плевочки - это попса. Но опять-таки это их выбор. Могу процитировать великого и ужасного Дали. Несмотря на его эпатажность, он - мудрый человек. Дали сказал хорошую фразу: "Сначала научись писать как старые мастера, потом делай в искусстве все, что заблагорассудится, - тебя будут уважать". А здесь получается, что мастерства недостаточно, но выпендриться очень хочется. В результате и получается какая-то ерунда, под которую подбили очень грамотную философскую базу. И это проходит.

- Какое впечатление обычно производят ваши работы?

- Самая лучшая оценка для меня, это когда на выставке зритель видит мою работу и говорит: я в этом ничего не понимаю, но мне так нравится. Вот это меня очень трогает. А что вы там увидите, это ваше право, я даже не буду рассказывать, что я пытался донести, - не хочу, чтобы зритель унижал собственное воображение. Мне хочется, чтобы он работал головой и, может быть, тогда он увидит в этих картинах совершенно не то, что я имел ввиду.

- То есть для вас не важно мнение зрителя?

- Не важно, потому что я работаю как переводчик с небесного... Мне идет какой-то поток, и я просто считаю, что должен это написать, композиция созрела. Я ее пишу в определенном душевном состоянии, вкладываю туда энергетику. Если она просто тронула кого-то - это прекрасно, и пусть человек додумывает. Когда на своей выставке слышишь, как люди обсуждают картину, уже приятно, что не прошли мимо. Иногда после услышанных отзывов думаешь: какой я глубокомысленный, оказывается! Самый страшный зритель - это зритель, который пройдет мимо.

- Как вы определяете свой стиль?

- У меня есть элементы и сюрреализма, и абстракции, и фэнтези. Один очень авторитетный для меня искусствовед в области современного искусства определила мой стиль как субъективный реализм.

- Дагас - это ведь псевдоним?

- Я так подписываю свои работы уже 15 лет. Дагас - это руна. Она символизирует прорыв, выход из тени в свет.

- Вы упоминали, что несколько лет назад начали заниматься шаманскими практиками. Это находит отражение в вашем творчестве?

- Да, шаманские практики являются одной из важных частей моей жизни. Некоторые работы имеют оттенки духовных практик.

- А можно ли такие картины покупать? Ведь они могут внести в жизнь человека ненужную ему энергетику.

- Можно. Ведь творчество - это магия. Древние скандинавы называли млечный путь дорогой Водана (одно из имен бога Одина. - прим. «Росбалта»). Про человека, который стал шаманом, художником, поэтом или музыкантом, говорили, что он ушел дорогой Водана. У них любое творчество считалось магией. Почему некоторые песни, стихи, картины трогают нас до глубины души? Именно по этой причине.

- Расскажите о центре, где находится ваша мастерская.

- В первую очередь, это офис Региональной общественной организации ветеранов боевых действий. Я являюсь заместителем председателя. На базе организации мы сделали такой вот творческий центр. Я не позиционирую его как выставочный зал или галерею, там проходит масса мероприятий - творческие вечера, поэтические, концерты. Каждый день у нас занимается студия актерского мастерства - Школа творящего социума. Есть спортивный клуб СОВА - Спортивное общество ветеранов Афганистана. Мы все - афганцы.

- Город помогает как-то?

- Нет. Спонсоров тоже нет. Мы зарабатываем на мероприятиях, на некоторые вещи скидываемся со своих пенсий, гонораров. Мы общественная организация, от государства никакой помощи. Мы ни раз обращались к разным ведомствам, комитету по культуре, по социальной помощи, а потом надоело унижаться.

- Почему вы творите именно в Петербурге?

- Я коренной петербуржец в третьем поколении. Конечно же, эта земля дает мне силу жизненную и творческую. Я вырос в центре, люблю центр. Границами Петербурга считаю Обводный канал и Финляндский вокзал, остальное - уже провинция. Я дышу и живу этим городом, он дает силу, в любую погоду и время года, я говорю с ветром и водой на набережных, чувствую энергетику домов и мостов. Я часть своего города!

Беседовала Анита Ильмаст

Проект реализован на средства гранта Санкт-Петербурга.