Posted 18 ноября 2014,, 18:36

Published 18 ноября 2014,, 18:36

Modified 31 марта, 10:38

Updated 31 марта, 10:38

На северных охотников напала нефть

18 ноября 2014, 18:36
Нефтедобывающие компании разрушают экологию северной части Респубики Коми. Все чаще болеют дети коми-ижемцев, животные, которые пьют нефтяную воду, травятся, а в реках умирают рыбы.

Коми-ижемцы переживает трудные времена: нефтедобывающие компании разрушили экологию северной части республики. Потихоньку вымираем, говорят они о себе.

«В Ижемском районе (основное место расселения народа — "Росбалт") нас меньше 18 тыс. жителей. Даже в годы войны численность населения не падала до 20 тыс. Молодежь старается остаться, но смертность превышает рождаемость», - рассказал на круглом столе в рамках проекта "Лица России" районный депутат и председатель движения "Изьватас" Николай Рочев. «В деревне Вертеп у нас проживает 704 человека. С января умерли двадцать человек, а родились всего лишь трое. Мы не уезжаем, а потихонечку вымираем», - отмечает местный депутат Светлана Рочева.

В свою очередь в Петербурге, по неофициальным данным, сейчас проживает более 3 тыс. выходцев из Коми, а около 2 тыс. студентов, приехавших из этого региона, учатся в местных вузах. Впрочем, это не обязательно представители народов Коми. В частности, коми-ижемцы рассказали, что именно из их сел люди в другие города не стремятся. Однако численный состав народа все равно только уменьшается.

По официальным данным, в 2002 году коми-ижемцев было 16,5 тыс. человек, в 2010 году осталось всего лишь 6 тыс. Многие переписчики отказались выделять коми-ижемцев в отдельный народ. Участники круглого стола объяснили, что людям никак не удается получить официальный статус коренного малочисленного народа. Для этого нужны согласия губернаторов всех регионов, в которых проживают коми-ижемцы. Четыре (губернаторы Мурманской области, Ямало-Ненецкого автономного округа, Ханты-Мансийского и Ненецкого АО) из пяти своего согласия давать не спешат. Решить вопрос не удается уже в течение десяти лет. При этом сами территории числятся как места для проживания коренных народов.

Коми-ижемцы — это народ, традиционно занимающийся оленеводством, собирательством и рыболовством. До сих пор для 6% из них оленеводство является основным источником заработка, еще для 48% важным дополнением в семейный бюджет, остальные охотятся для хобби. У каждого родившего в Усинском или Ижемском районе республики есть свои родовые охотничьи тропы. «Для большинства это смысл жизни», - говорит председатель комитета спасения Печоры Федор Терентьев. С 2000 года некоторые из этих троп заняли нефтяные компании, и с каждым годом для добычи полезных ископаемых используются все новые территории.

По словам Терентьева, защитники коми-ижемских ценностей опросили 480 жителей сел, 88% из которых считают, что нефтяная промышленность отрицательно влияет на традиционное природопользование. Большинство опрошенных уверены, что испорчено состояние питьевой воды, лесов и почв. Дошло до того, что в реке Колва, которая на русский переводится как «рыбная», рыбы больше нет.

В коми-ижемских районах происходят постоянные нефтяные разливы, чернеют стволы берез и чувствуется запах сероводорода. Более того, коми-ижемцы уверены, что нефтяники скрывают нефтепрорывы: один раз нефтяное пятно забросали мхом, который рос поблизости; в другой раз вытекшее сырье подожгли, замаскировав происшествие под пожар.

«Дети стали чаще болеть легочными заболеваниями и вирусными инфекциями. Мы живем в экологической помойке», - говорит Рочева. «Недавно в Москве пахло сероводородом, и об этом знает весь мир. У нас на Печоре в селе Щельябож в прошлом году дети сдавали экзамены в марлевых масках, и это никого не волнует», - замечает Рочев. Во время круглого стола коми-ижемцы также жаловались на потерю скота. Животные десятками травятся, попив соленой нефтяной воды, а в реках, по которым плавает нефтяная пленка, умирают рыбы.

Защитники Печоры в ответ весь год митингуют, отметил член комитета Николай Братенков. Он рассказал, что протестовать против действий работающей здесь «ЛУКОЙЛ-Коми» первыми вышли жители села Краснобор, в 200 метрах от которого нефтедобывающая компания планировала пробурить скважину. «Они не то чтобы не провели общественные слушания, они даже не сказали, что собираются бурить», - говорит Братенков.

Позже последовали стандартные для российской практики процедуры, которые спикеры назвали «говорильней»: успокоить коми-ижемцев приезжали депутаты Госдумы; «ЛУКОЙЛ-Коми» и глава региона Вячеслав Гайзер позвали протестовавших жителей на несколько круглых столов, чтобы обсудить проблему; в районном центре Усть-Усе даже провели общественные слушания по поводу работ в селе Мутный Материк, на которые, правда, никто из жителей поселения физически не смог добраться из-за половодья.

Последним календарно стал митинг в Усть-Усе, который состоялся в конце прошлой недели. 150 человек пришли протестовать с требованиями заменить трубы, которые постоянно прорывает, обучить для работы в «ЛУКОЙЛ-Коми» местных жителей, предоставлять социальную и медицинскую помощь населению, раз оно терпит экологическую катастрофу по вине компании. «Одну из учительниц, пришедших на митинг, позже расспрашивало УФСБ по Республике Коми», - рассказывает о российской действительности Братенков.

«Коми-ижемцы не единственный народ, который страдает от действий бизнеса», - подытоживает директор Центра содействия коренным малочисленным народам Севера Родион Суляндзига. По его словам, пока и бизнес, и корпорации получают прибыль, обычные люди не получают ничего. При этом права малочисленных народов закреплены Конституцией, федеральными законами и международными договорами. Кроме этого, Суляндзига считает, что корпорации, которые приходят на участки добывать нефть или другие ископаемые, нарушают собственные уставы, прописывающие заботиться об экологии и правах человека.

Сейчас на территории Севера, Сибири и Дальнего Востока зафиксировано 80 горячих точек, в которых столкнулись интересы местных жителей и предпринимателей, занимающихся добычей сырья. Каждый народ очень боится повторить судьбу кереков и алюторцев, проживавших на Чукотке и некоторое время назад прекративших свое существование.

Петр Трунков

Проект реализован на средства гранта Санкт-Петербурга