Posted 26 ноября 2014,, 17:00

Published 26 ноября 2014,, 17:00

Modified 31 марта, 10:30

Updated 31 марта, 10:30

Горькое послевкусие выборов

26 ноября 2014, 17:00
После муниципальных выборов в Петербурге оппозиция заявляла о многочисленных фальсификациях и грозила судом. Сейчас вялотекущие судебные разбирательства проходят по типично-безнадежному сценарию.

В сентябре в Петербурге выбрали 1510 муниципальных депутатов. Тогда сокрушенная по всем фронтам оппозиция обещала отстаивать свои права в суде. Приводились множественные свидетельства фальсификаций, и Северная столица на какое-то время стала объектом внимания как правозащитников, так и ЦИКа. Спустя два с половиной месяца немногочисленные вялотекущие судебные разбирательства проходят по типично-безнадежному сценарию.

С тех пор как информационная волна сентября стихла, об обжаловании выборов почти не слышно. Собственно, в большинстве случаев дела еще не дошли до рассмотрения по существу. Все затягивается и переносится, некоторые разбирательства уже назначены на январь.

Пока наиболее заметно на судебном поприще себя проявила «Гражданская платформа». Партия организовала «муниципальную сотню» - подала 100 заявлений об оспаривании результатов выборов в 12 муниципалитетах. При этом 76 обращений из 100 касались МО «Екатерингофский», в котором баллотировались команды Александра Шуршева и Федора Горожанко.

«Правда, потом выяснилось, что часть заявлений была подана после установленного срока. Некоторые из них объединили в одно производство. Так что теперь у нас примерно 18 дел», - пояснил Горожанко.

Впрочем, результаты неутешительные. Горожанко уже проиграл три процесса, по которым выступал заявителем. «По всем участкам мы просили предоставить списки избирателей, проголосовавших досрочно. Ходатайство удовлетворили, но на следующее заседание представители избирательной комиссии просто не принесли никаких бумаг. Судья на это никак не отреагировал. Мы предлагали вызвать в качестве свидетелей полицейских с участка, но этого сделано не было. На последнем заседании прокурор буквально засыпал, в то время как судья разговаривал в грубой форме и все время перебивал меня. Складывалось впечатление, что это никому не интересный цирк с заранее известным результатом», - отмечает оппозиционер.

Горожанко не скрывает, что судебные разбирательства по «Екатерингофскому» очень заинтересовали депутата ЗакСа Сергея Соловьева. Тот неформально курирует муниципалитеты в Адмиралтейском районе. По словам активиста, парламентарий был готов предложить ему работу в местной администрации с зарплатой в 50 тыс. рублей в обмен на отзыв судебных заявлений.

«Это было совершенно конкретное предложение. Я лично встречался с Соловьевым по этому вопросу, потому что мне стало любопытно, что он скажет. Сначала даже сомневался, принимать ли его условия, все-так это реальная работа в муниципалитете. Но посовещался со своей командой и решил отказаться», - объясняет активист.

Горожанко предполагает, что «Единая Россия» и так привлекла к себе много нежелательного внимания на выборах в Адмиралтейском районе, поэтому десятки новых судебных процессов партии совсем ни к чему. Сам Соловьев свое негативное отношение к судам не отрицает. Как и то, что звал Горожанко на работу. В телефоне у депутата сохранились SMS активисту о каком-то «главном предложении».

«Этим количеством исков проблемы не решить. Они с Шуршевым обиделись, что проиграли. Но для них это обида, а для нас – реальные затраты на представление интересов в суде. Оснований для отмены выборов нет, так что они отнимают время и у судебной системы, и у нас. И я предложил Горожанко направить энергию в другое русло. Депутаты же зарплату не получают, а в местной администрации можно работать и получать деньги. Чтобы он не просто критиковал всех и вся, не занимался политической трескотней, а показал, что может что-то делать. А про зарплату он у меня сам спросил», - поясняет Соловьев.

Как бы то ни было, Горожанко и Шуршев теперь намерены обжаловать выборы в целом по двум округам. Срок подачи данных судебных заявлений - до 14 декабря. Так что результаты процессов будут известны только в следующем году.

Оппозиционеры в своих заявлениях указывают на почти идентичный набор нарушений. В этот раз речь в основном идет о досрочном голосовании, проконтролировать которое было практически невозможно. Избирательные комиссии отказываются обнародовать списки проголосовавших до 14 сентября, напирая на то, что это будет квалифицироваться как разглашение личных данных. Кроме того, зафиксированы и уже традиционные нарушения – немотивированное удаление с участков наблюдателей и членов комиссий, несовпадение итогов голосования в протоколах и их копиях, проведенный не по правилам подсчет бюллетеней.

При этом на каждом из избирательных участков установили веб-камеры, что якобы помогало сделать выборы честными и прозрачными. Или же должно было доказать, что они таковыми не были. На деле же оказалось, что эти видеосвидетельства нарушений просто невозможно приобщить к делу – судьи не видят в этом надобности.

«Судья была против. Спросила у нас: "Мы что, будем здесь девять часов видео смотреть?" Получается, все эти камеры – совершенно популистская история», - говорит Павел Швец, оспаривающий итоги выборов в МО «Купчино».

Заметим, что на оборудование всех петербургских участков камерами в этот раз было потрачено около 90 млн бюджетных рублей. Неплохое вложение в бесполезный аксессуар.

Многие оппозиционеры в свои победы в судах уже не верят. Например, в РПР-ПАРНАС вовсе решили не тратить время на разбирательства. «Одно дело по МО «Морские ворота" мы проиграли и решили на этом остановиться», - объяснил сопредседатель регионального отделения партии Андрей Пивоваров.

В «Яблоке» решили сконцентрироваться на нескольких муниципалитетах. Так, председатель регионального отделения Андрей Палевич выступает заявителем по трем процессам об отмене результатов выборов в МО «Дачное».

«10 лет назад мы тоже опротестовали выборы в «Дачном». Тогда комиссия заявила, что все документы съели крысы. И мы выиграли. Результаты выборов отменили, провели новые, и я стал депутатом, - вспоминает Палевич. - Но сейчас этого не будет, потому что муниципальные выборы были совмещены с губернаторскими. Если первые прошли с нарушениями, то и вторые – тоже. Разве суд согласиться это признать?»

Софья Мохова