Posted 26 ноября 2014,, 23:40

Published 26 ноября 2014,, 23:40

Modified 31 марта, 10:30

Updated 31 марта, 10:30

Депутаты ищут деньги под землей

26 ноября 2014, 23:40
Парламентарии одобрили выделение 9,7 млрд рублей ГУП "Петербургский метрополитен". И это несмотря на то, что КСП выявила миллиардные нарушения при строительстве и эксплуатации подземки.

Петербургский парламент окончательно утвердил проект бюджета на 2015 год. Оппозиция не раз указывала на многочисленные недостатки этого документа. Но накануне третьего чтения внимание депутатов было приковано к одной бюджетной строчке – субсидии для ГУП «Петербургский метрополитен», только что уличенного в многомиллиардных нарушениях.

Несколько дней назад Контрольно-счетная палата Петербурга обнародовала доклад, согласно которому финансовые нарушения при строительстве и эксплуатации метро в 2011-2103 годах составили 9,23 млрд рублей. В основном городская казна пострадала из-за того, что ГУП «Петербургский метрополитен» заключал крайне невыгодные контракты на строительство вестибюлей подземки, совмещенных с торгово-развлекательными комплексами. Аудиторы подсчитали, что суммы компенсаций были занижены в 20 и более раз. В пяти случаях победителем закрытого конкурса стала компания «Адамант», а один раз выиграл холдинг «Петромир».

Кроме того, в ходе проверки ревизоры обнаружили сделки на 7,3 млрд рублей, в которых «имелась заинтересованность» начальника ГУП «Петербургский метрополитен» Владимира Гарюгина. Аудиторы предложили ему принять меры по компенсации ущерба. Доклад КСП уже изучают в следственном комитете.

На этом фоне субсидии ГУПу в размере 9,7 млрд рублей, которые запланированы на 2015 год, выглядят немного странно. Самое интересное, что в 2014 году подземке на те же нужды было выделено на 1,3 млрд меньше, однако стоимость проезда не повышалась. В то же время в 2015 году одна поездка будет стоить уже не 28 рублей, а 31. По предварительным расчетам чиновников, в 2017 году тариф может вырасти и до 35 рублей. Одновременно повысится и стоимость многоразовых проездных.

Субсидия выделяется метрополитену для покрытия растущих расходов. ГУП жалуется на то, что может стать убыточным, так как себестоимость поездки уже превышает установленный тариф. Однако очевидно, что средства под землей расходуются не очень эффективно, и оппозиционные депутаты предложили пересмотреть размер субсидии.

Так, сторонник «Гражданской платформы» Максим Резник назвал утверждение бюджета в нынешнем виде потворством коррупции.

«Правильно было бы провести внеочередное заседание бюджетно-финансового комитета с приглашением вице-губернатора Михаила Мокрецова, главы КУГИ Марии Смирновой и господина Гарюгина. И провести «разбор полетов», - сообщил депутат.

«Яблочник» Борис Вишневский еще на стадии второго чтения предлагал часть средств из субсидии метрополитену «перекинуть» на закупку трамваев. Депутат указывает на то, что ГУП почти не увеличивает плату за сдачу в аренду помещений, но рекордными темпами наращивает расходы. Вишневский уверен, что в случае эффективного расходования средств метрополитеном плату за проезд повышать бы не пришлось.

«На будущий год и бюджетную субсидию увеличивают, и плату за проезд повышают. Это иллюстрация старого анекдота: наденьте трусы или снимите крест. Они хотят получить и то, и другое. Но город должен более бережно подходить к деньгам налогоплательщиков. Я вижу кучу рекламы в метро, вижу, что там сдаются в аренду помещения. Но мне не понятно, на что идут эти деньги и сколько их на самом деле», - отметил Вишневский.

Впрочем, коллеги оппозиционеров не послушали и бюджет с увеличенной субсидией утвердили. «Яблочники» призвали губернатора наложить на документ вето, но надежны на подобный исход мало. Остается только ждать, чем закончится история с проверками. Дело в том, что аудит КСП сам по себе - лишь информация к размышлению. Выводы должны делать правоохранительные органы, но они не всегда проявляют должное рвение.

Можно было предположить, что внезапная атака аудиторов связана с тем, что кто-то из городских властей хочет сместить начальника метрополитена. Подобные проверки вполне могут стать поводом для увольнения.

Однако Владимир Гарюгин спокойно «пережил» уже нескольких губернаторов и все сопутствующие их появлению проверки. Он возглавляет городское метро с 1990 года, и, видимо, не создает никому проблем. На последних выборах градоначальника Гарюгин даже был в числе доверенных лиц Георгия Полтавченко.

При этом ГУП «Петербургский метрополитен» уже не раз привлекал внимание аудиторов. Сразу после прихода к власти Валентины Матвиенко КСП провел аудит предприятия и выявил, что конкурсные процедуры по размещению рекламы в принципе не проводились. С тех пор ситуация поменялась, но, по информации СМИ, рекламные площади в метро поделены лишь между четырьмя операторами. И стоимость аренды для них не растет. В силу чего в 2013 году ГУП получил довольно скромную прибыль – всего 25 млн рублей.

Уже в августе этого года был опубликован отчет КСП о том, что Смольный незаконно передал ГУПу функцию заказчика по строительным работам. Кроме того, аудиторы нашли «расточительными» траты на создание «сверхкомфортных условий» работы сотрудников метрополитена в виде оздоровительного комплекса с бассейном.

Однако, как говорится, при проведенных проверках никто не пострадал. И сейчас руководство ГУП отмечает, что на предприятии уже привыкли к ревизиям. Плавали, знаем.

Софья Мохова