Posted 27 ноября 2014,, 16:33

Published 27 ноября 2014,, 16:33

Modified 31 января, 01:21

Updated 31 января, 01:21

«Работа, телевизор, койка — грани ужасного треугольника»

27 ноября 2014, 16:33
Ростиславу Иванову 73 года и он считает себя абсолютно счастливым. По-другому и быть не может, если ты занимаешься творчеством, считает художник, музыкант, поэт и скульптор.

Ростиславу Иванову 73 года и он считает себя абсолютно счастливым человеком. По-другому и быть не может, если ты занимаешься любимым делом, считает художник, музыкант, поэт и скульптор. В рамках проекта «Лучшая половина жизни» ИА «Росбалт» встретился с "универсальным" Ивановым, который продолжает руководить музыкальным ансамблем, вести занятия в живописных студиях и мечтает преподавать уроки творчества в школах.

- Ростислав Николаевич, у вас столько увлечений, что чувствуется - вы много путешествовали по стране. Откуда у вас появилась тяга к творчеству?

- Юные годы я провел в детском доме в селе Нарым Томской области. В детдоме у нас было довольно много кружков, и я занимался во всех: и рисовал, и в театре играл, и в хоре пел, и в ансамбле балалайку осваивал. К тому же обожал стихи. Парень я был очень свободолюбивый - обед ли, ужин, я мог сигануть из детдома и весь день гулять с томиком Пушкина.

После поступил в сельскохозяйственный техникум в Колпашево, но понял, что все эти сеялки, веялки, комбайны - не мое. Тут и начались приключения. Через Жданов (ныне Мариуполь) я оказался в Западной Украине. Мне предложили выступать в художественном ансамбле в Ивано-Франковске. Потом был Закарпатский народный хор в Ужгороде. Затем меня взяли в труппу Донецкого театра оперы и балета. Актерские данные у меня были, плюс я оказался очень подвижен - мог выделывать сумасшедшие трюки. Из-за этих трюков и попал в балет.

- А не возникало желания получить профессиональное образование по творческой специальности?

- В Донецке я поступил в местный педагогический университет. Но проучился в нем всего три года. К нам из Москвы приехал читать лекции известный литератор Юрий Боев, он является автором известного учебника по эстетике. В это время я уже активно рисовал. Показал свои работы Боеву. Он мне посоветовал идти в художественное училище. Ну я и пошел. Поступил в Ростове-на-Дону в художественное училище имени М. Б. Грекова. Затем по рекомендации одного из преподавателей перевелся в Пензу в художественное училище имени К. А. Совицкого.

-А как же вы все-таки в Ленинграде оказались?

- Я много практиковался, постоянно рисовал. Однажды стоял с мольбертом на пензенском вокзале и повстречал одного хорошего человека, которому понравились мои работы. Он мне предложил переехать в город на Неве. Говорит: «Я тебя дам ключи от квартиры. Три месяца поработаешь. Продашь картины, получишь деньги, устроишься в Ленинграде». Так и поступили. Три месяца я рисовал в поте лица. В итоге была организована подпольная выставка. На ней сразу четыре мои работы купил Николай Перфилов - известный физик, один из участников создания атомной бомбы. Он был еще и заядлым коллекционером.

Так начался мой ленинградский период жизни. Устроился на работу в пожарную часть - сутки работал, двое рисовал. Параллельно занимался поэзией, скульптурой, музыкой. Вступил в городской клуб песни при Театре народного творчества на улице Рубинштейна. Трижды был лауреатом его конкурсов. В ленинградском Союзе художников проходили выставки моих скульптур. Довелось даже в сняться в кино. Фильм Юрия Мамина «День Нептуна» начинается со слов: «Ростислав! Сюда иди!». Я и есть тот самый Ростислав.

В Ленинграде и женился. Сейчас у меня три сына и дочка. Правда, с женой пришлось развестись.

- И сейчас, как я понимаю, вы продолжаете активно заниматься творчеством?

- Да, я художественный руководитель ансамбля «За светом свет». Также продолжают проходить выставки моих картин. Меня приглашают выступать перед школьниками. Вообще у меня сейчас есть мечта именно учить школьников творить, рассказывать им о прекрасном.

- Как бы вы сами могли себя охарактеризовать, оценить? Кто же вы все-таки такой?

- Нет, оценку я себе давать не могу. Пусть ее дают другие. Вот про меня Владислав Амелин снял небольшой документальный фильм «Человек вышел из хаоса». Это его оценка. Мне фильм очень понравился. Это я вышел из хаоса. Я хочу проявить красоту, любовь и в поэзии, и в песнях, и в скульптуре, и в живописи.

- Вы наблюдаете за своими ровесниками? Почему вам в 73 года хочется продолжать творить, а у других этого желания нет?

- Дело в том, что я не ощущаю свой возраст. Я в таком состоянии, будто бы мне не больше тридцати. Я и бороду ношу лишь для того, чтобы люди хотя бы примерно могли определить мой возраст. А то все время за мальчишку принимают. И то могут за эту самую бороду дернуть и спросить, зачем я ее надел (смеется). Мне 73 года, но я не зацикливаюсь на этом. У меня есть практика творчества, а она отсекает все остальное. Главное, чтобы была жажда жизни.

Человек должен найти в себе творческий элемент и придерживаться его. Работа, телевизор, койка — это грани ужасного треугольника. Ну в театр, бывает, человек сходит, ну заграницу съездит. Но от себя-то не убежишь. Философ Николай Бердяев говорил, что каждый человек должен творить. Это я и преподаю. Рассказываю ребятам, откуда берется поэзия, композиторское решение. Я каждого человека могу научить сочинять стихи и лепить скульптуру.

- А произведения вы для кого создаете? Вам важно, что ваши работы будут где-то выставляться?

- Мне важен сам процесс творчества, я не задумываюсь над тем, будут ли мои картины где-то представлены. Главное в жизни — творческий порыв. Взял карандаш — порыв, взял перо — порыв, встретился с интересным человеком — тоже порыв.

Я ощущаю себя абсолютно счастливым человеком, потому что я творю. Творю я всегда, а поэтому и счастлив всегда. Единственный депрессивный период у меня был, когда я с женой расстался.

- Много ли похожих на вас людей вы встречали?

- Таких, чтобы занимались и скульптурой, и графикой, и хореографией, и поэзией, и живописью, и музыкой - нет. Я ведь на всех инструментах могу сыграть. Флейта, гитара, гусли — все, что угодно. Наверное, только на скрипке не смогу. У меня ворох стихов, я на них буквально сплю.

- Каков ваш рецепт вечной молодости?

- Душой надо оставаться молодым. Если человек духом слаб, то и тело его ослабевает. А энергию дает творчество. Какая энергия в произведениях Фета, Пушкина, Лермонтова! Прочитаешь и вдохновляешься, тут же самому хочется работать. Создашь произведение и радуешься. Тебе становится хорошо.

- Что для вас «лучшая половина жизни»?

- Творчество — вот лучшая половина жизни. А у меня оно не по частям, оно бесконечное.

Проект реализован на средства гранта Санкт-Петербурга