Posted 7 декабря 2014,, 19:25

Published 7 декабря 2014,, 19:25

Modified 31 марта, 10:21

Updated 31 марта, 10:21

План Ходорковского

7 декабря 2014, 19:25
В Петербурге "заминировали" зал, где проходил телемост Ходорковского. Полицейские пытались выгнать всех из помещения, но не смогли. Впрочем, когда мероприятие завершилось, стражи порядка покинули здание. Видимо, обезвредили бомбу.

У гостиницы остановились пять полицейских автомобилей, с десяток человек в форме направились внутрь. Вскоре в одном крыле здания погас свет, тревожно и громко завыла сирена. Можно было подумать, что проводится операция по обезвреживанию преступной группировки. Но на самом деле один человек просто решил пообщаться со своими единомышленниками. И в момент этого общения он находился за сотни километров от Петербурга.

Телемост с Михаилом Ходорковским был приурочен к открытию в Северной столице филиала его фонда «Открытая Россия». Темой двухчасовой дискуссии должны были стать выборы, а точнее, вопрос о том, стоит ли в них участвовать при нынешних условиях. Однако организаторы мероприятия быстро поняли, что до обсуждения электоральных вопросов дело может и не дойти.

Утром в конференц-зал гостиницы у метро «Московские ворота», где должен был состояться телемост, нагрянули полицейские с некой «проверкой». Результатов она не дала, и стражи порядка ретировались. Но только для того, чтобы вернуться вновь уже перед самым началом встречи. Как оказалось, некий доброжелатель якобы позвонил с сообщением о заложенной в гостинице бомбе как раз за 20 минут до начала телемоста. По громкой связи начали объявлять об эвакуации. «Это не учебная тревога!» - призывал голос диктора.

К этому моменту полиция перекрыла вход в гостиницу. Да так удачно, что существенная часть спешивших на телемост петербуржцев (и почти все представители СМИ), не смогли попасть внутрь. В конференц-зале собрались лишь около 50 человек, среди которых были депутаты ЗакСа Борис Вишневский и Максим Резник. Пришедшие на телемост решили, что эвакуироваться не будут. Но когда связь с находящимся за границей Ходорковским была установлена, отключилось электричество. Сначала погас экран проектора, затем - верхний свет. К счастью, организаторы были готовы к провокациям и подключили резервный источник питания. Правда, теперь увидеть Ходорковского можно было только на маленьком экране ноутбука. Зато звук работал исправно.

«Сообщают, что у вас также отключают Интернет. Удивительно, чего же они так боятся», - усмехнулся опальный политик.

В своем вступительном слове Ходорковский напомнил о вырождении электоральных процессов в России: «Стоит ли принимать участие в таких выборах и готовиться к ним? Однозначного и правильного на все времена ответа на этот вопрос не существует. Надо исходить из стратегической цели. А стратегической целью для нас является не победа, а…».

«Здравствуйте, полиция беспокоит. Господа, все на выход. Здание заминировано», - прервал речь политика бодрый страж порядка, возникший в проеме двери. Его коллеги начали прохаживаться по залу, призывая людей покинуть помещение.

Люди однако остались на своих местах и продолжили слушать рассуждения политика о том, что в такой ситуации участие всегда лучше неучастия.

«Что такое выборы в условиях авторитарного режима? Во-первых, это общее дело, помогающее сложиться команде, готовой к политической борьбе. Это рекрутинговая кампания в ситуации, когда каждый человек на счету. Это финансовая кампания, потому что нам нужно научиться собирать деньги на демократию. И люди должны понимать, что голосовать нужно не только бюллетенями, но и рублем. И, наконец, выборы - это школа поиска компромисса. Все авторитарные режимы рано или поздно разваливаются, но к победе в этих условиях придет не одна партия, а широкий демократический фронт», - сообщил Ходорковский собравшимся.

По мнению политика, «возвращение дракона авторитаризма» не произойдет, если Россия станет правовым государством. Да, именно таким, как пишут в учебниках – со сменяемыми руководителями, с разделением ветвей власти, с передачей полномочий на местный уровень. Но Ходорковский подчеркнул, что есть много вопросов, ответ на которые должен дать сам избиратель.

«Не время ставить вопрос Крыма во главу угла. Решать это должны избиратели. Но я вас уверяю, Путин уже сейчас прекрасно понимает, что с разваливающейся экономикой на одном Крыме до 2018 года не доедешь. Что он с этим будет делать - это его трудности. А наше дело - показывать людям, что у них есть выбор», - отметил Ходорковский.

«Покидаем помещение, уважаемые! За-ми-ни-ро-ва-ние!», - вновь возник в дверном проеме полицейский. Впрочем, стражи порядка не стали проводить зачистку помещения, а предпочли более изобретательную тактику. К отключенному свету добавилась надрывно воющая сирена. А потом в фойе у зала включили громкую музыку. Ведь так обычно и делают при заминированиях. Просто под музыку полиции веселее искать взрывные устройства. При этом сирена выла только в крыле с конференц-залами. Тем временем в лобби продолжал гореть свет - сотрудники и постояльцы отеля вовсе не спешили выходить на улицу.

Попытка закрыть дверь в зал провалилась. Полицейский в проеме сообщил, что такое не полагается при эвакуации. Однако оппозиционеры продолжили телемост и стали выступать с репликами.

«Чувствую себя как лютеранский пастор, читающий проповедь под музыку», - прокомментировал один из спикеров. Глава «Открытой России» улыбался с экрана и записывал что-то в блокнот.

Пришедших интересовало, с кем же готов сотрудничать Ходорковский, кого он поддержит на парламентских выборах 2016 года.

«Базовый подход - это сотрудничество между всеми европейски ориентированными силами. Если вы за регулярную смену власти путем выборов, за разделение и баланс властей (чтобы у нас был не один вождь на все времена, а исполнительная, законодательная и судебная власти, независимые друг от друга), если вы за реальнyю муниципальную власть, то все! Остальное мы решим на выборах. Мы союзники со всеми, кто выступает за правовое государство, а не диктатуру закона», - сообщил Ходорковский.

Политик также пригрозил люстрацией сторонникам нынешнего политического режима, и даже призвал задуматься над конкретными кандидатурами.

«В начале 90-х долго шла дискуссия о том, нужно ли проводить люстрацию. Я тогда считал, что это может быть чересчур. Сейчас я уверен, что без люстрации хотя бы 10-15% нашего чиновничества, в том числе и среди правоохранительных структур, ничего добиться не удастся. Люстрацию надо будет проводить быстро, и здесь важно не наломать дров. Очень важно именно сейчас думать о том, кого придется ей подвергнуть», - заключил Ходорковский.

Резервный аккумулятор был на исходе, и встречу пришлось завершить на 40 минут раньше запланированного. Однако Ходорковский заявил, что «вдохновлен» событием и надеется на дальнейшее сотрудничество. Петербургские оппозиционеры тоже как-то воспряли духом. «Чувство собственной значимости повышается», - прокомментировали они разыгранный спектакль с «заминированием». Следующий семинар «Открытой России» в Петербурге состоится в январе, обещали организаторы. На связь по Интернету должен выйти экономист Сергей Гуриев. Однако теперь придется подумать над площадкой для встречи.

Как только зрители телемоста вышли из гостиницы, следом за ними помещение покинули полицейские. Стражи порядка начали рассаживаться по машинам. Видимо, бомба была обезврежена.

Софья Мохова