Posted 14 декабря 2014,, 13:10

Published 14 декабря 2014,, 13:10

Modified 31 марта, 10:14

Updated 31 марта, 10:14

Депутаты 20 лет спустя

14 декабря 2014, 13:10
14 декабря 1994 года состоялось первое заседание петербургского парламента. Народные избранники считают, что именно в первом созыве было место настоящему законотворчеству. В Мариинский дворец тогда попали люди, с которыми приходилось считаться Смольному.

Сегодняшний полуденный залп пушки с Нарышкина бастиона Петропавловской крепости был посвящен юбилею Законодательного собрания Петербурга. 14 декабря 1994 года состоялось первое заседание парламента Северной столицы. Народные избранники считают, что именно в первом созыве было место настоящему законотворчеству. В Мариинский дворец тогда попали образованные люди, с которыми приходилось считаться Смольному. Впрочем, идеалом петербургского парламентаризма многие признают последний, 21-й созыв Ленсовета.

Ныне депутат ЗакСа, а в прошлом журналист Борис Вишневский, который присутствовал на первом заседании парламента, признается, что для него 14 декабря – это грустная дата. Объясняет он это тем, что Законодательное собрание было образовано путем уничтожения городского совета народных депутатов – Ленсовета. Принято считать, что именно 21-й созыв был первым свободным петербургским парламентом постсоветской эпохи. Вишневский отмечает, что этот орган 21 декабря 1993 года незаконно разогнал президент Борис Ельцин с подачи мэра Петербурга Анатолия Собчака. При этом Ленсовет, в который входило порядка 400 человек, обладал весьма скромными полномочиями.

«Очень грустно, что сегодня, когда говорят о юбилее петербургского парламентаризма, практически не вспоминают о Ленсовете. Это категорически не правильно. Ценой создания ЗакСа стало уничтожение Ленсовета. Тем не менее практически наполовину первый созыв собрания состоял именно из бывших ленсоветовцев», - рассказал Вишневский.

Одним из тех, кому удалось поработать и в Ленсовете и во всех созывах ЗакСа, является депутат Алексей Ковалев. Говорить о юбилее ему не очень хочется. Он признался, что даже принял решение не участвовать в записи телепередачи, которая посвящена этой дате. Рассуждать о двадцатилетней работе, оценивать ее можно долго. «Давайте лучше что-нибудь актуальное. Законодательное собрание – это инструмент, с помощью которого надо добиваться общественно полезных целей. Худо-бедно мы его используем», - считает Ковалев.

Полтора года проработавший помощником председателя ЗакСа первого созыва Юрия Кравцова депутат Вишневский, вспоминает, что первым решением, которое приняли парламентарии, стало переименование органа — он стал не законодательным, а городским.

Народный избранник считает, что первый состав ЗакСа и по составу, и по выносимым решениям, и по уровню личностей превосходил все последующие. Год от года ситуация ухудшалась. Все больше полномочий отдавали исполнительной власти. Парламент все реже стал оказывать сопротивление администрации, становился менее самостоятельным. В первом созыве шла борьба за полномочия, достойные законодательного собрания. Она завершилась принятием Устава Петербурга в январе 1998 года, который закрепил разделение властей.

«Сегодня ситуация гораздо хуже, чем в первом созыве ЗакСа, не говоря уже о Ленсовете. Настоящих «буйных», которые бы настаивали на своем, а не поддакивали администрации, не голосовали за все, что спускается, отстаивали бы интересы граждан, мало. Всю парламентскую кухню я знал и до того, как стал депутатом. Теперь я не могу вести репортажи, брать интервью, но я обладаю правом голоса, законодательной инициативы, могу участвовать в принятии решений. Для этого я и стремился в собрание. Мне хотелось бы, чтобы наш парламентаризм развивался по восходящей, но, к сожалению, этого не происходит. Однако я надеюсь, что маятник все-таки качнется в другую сторону», - рассказал Вишневский.

Еще один депутат-старожил Анатолий Кривенченко считает, что петербургское Законодательное собрание было сформировано в «темное для страны время». Всем еще был памятен расстрел Белого дома, в обществе наблюдалась апатия. Была перечеркнута вся прошлая законодательная база.

Как и Вишневский, Кривенченко обращает внимание на то, что все началось с обсуждения того, как именно называть петербургский парламент. Предложение мэра Собчака о «городском собрании» он объясняет стремлением «принизить со стороны исполнительной власти главенствующую роль представительных органов субъекта федерации».

«В 1994 году у депутатов Законодательного собрания было больше полномочий, чем сегодня. Первые созывы избирались по мажоритарным округам. Депутатов отличали высокий профессионализм и образованность. У нас были академики, кандидаты и доктора наук, но, кстати, был и один рабочий-судостроитель. Стоит отметить высокие человеческие качества. Мы могли ругаться, но и поддерживать друг друга в разных обстоятельствах. Все попали в первый созыв через жесткий отбор. Если в Ленсловете было 400 мест, то в ЗакСе их осталось только 50», - подчеркнул Кривенченко.

Зато экс-депутат ЗакСа, бывший глава ГУ МВД по Петербургу и Ленинградской области Аркадий Крамарев вспоминает, что в Мариинском дворце его несколько удивляла «вольница».

«Я пришел в ЗакС из органа, в котором главенствовала жесткая дисциплина управления внутренних дел. Меня поражала та свобода, которой пользуются депутаты. Они могли опоздать на заседание на 10-15 минут, могли не начать обсуждение того или иного вопроса вовремя. Это производило не самое хорошее впечатление. Сам я никогда никуда не опаздывал. При этой вольнице, наверное, и было хорошо работать, но не всегда эффективно», - рассказал Крамарев.

В целом же опрошенные депутаты с уважением отзываются о работе первого созыва Законодательного собрания Петербурга. Ведь именно он проложили трассу, по которой приходится двигаться сегодня. Стало больше дисциплины, законы ныне не приходится писать с нуля — в ЗакСе происходит "шлифовка" принятых ранее. Парламентарии просят не пенять на то, что большинство законопроектов сегодня уже не отрабатывается в зале заседаний, поясняя, что стало больше «невидимой» работы и «предварительных обсуждений».