Posted 16 декабря 2014,, 15:25

Published 16 декабря 2014,, 15:25

Modified 31 марта, 10:12

Updated 31 марта, 10:12

Петербург встречает Хануку

16 декабря 2014, 15:25
Евреи готовятся отмечать Хануку. С этим праздником связана легенда о меноре, которая чудесным образом горела восемь дней, несмотря на то, что масла в ней должно было хватить лишь на сутки.

Петербургские евреи готовятся отмечать Хануку — праздник свечей, который считается одним из самых популярных у иудеев.

В рамках проекта «Росбалта» «Лица Петербурга» представители религиозной общины Северной столицы рассказали об особенностях этого торжества. Происхождение праздника связывают со временами Второго храма, когда еврейский народ вел борьбу против греческого влияния. Не всегда в этой борьбе ему сопутствовал успех. Оказывать сопротивление мощной греческой цивилизации было очень тяжело. Появилось даже понятие эллинизированных евреев, которые приняли традиции греческого мира.

Но в итоге в 164 году до н.э. иудеям удалось вновь войти в Иерусалим и освободить священный храм. Героическая составляющая праздника — чудесная победа в войне против сильного противника. Но есть и еще один эпизод. Чтобы зажечь в храме светильник - менору - необходимо было использовать ритуально чистое масло. Его традиционно хранили в специальном кувшине с печатью. Но в храме нашли только одну такую тару. Масла в кувшинчике хватало лишь на сутки, но чудесным образом менора горела восемь дней. За это время иудеи смогли изготовить новое масло. Поэтому Хануку и отмечают в течение восьми дней.

Каждый вечер иудеи зажигают ханукию — восьмисвечный светильник. В первый вечер - одну свечу, во второй - две, в третий - три. В последний вечер Хануки на меноре должны гореть все восемь свечей.

По словам директора центра "Петербургская иудаика" Валерия Дымшица, в разные исторические эпохи праздник воспринимался по-разному. Его смысловое наполнение менялось. С одной стороны, это безусловно религиозное торжество, хотя о нем и нет упоминания в Торе. С другой стороны, когда в конце 19 века появилось национальное сионистское движение, костяк которого составляли не слишком близкие к религии люди, акцент праздника поменялся. Благодаря сионистам, симпатизирующим созданию государства Израиль, во главу угла была поставлена идея национального освобождения, восстания и победы. Таким образом, торжество приобрело светское дыхание.

Ханука, безусловно, является самым известным еврейским праздником. Во многом эта популярность связана с массовой культурой. Редкий кинофильм о жизни еврейской общины обходится без упоминания этого праздника. Впрочем, о Хануке не написано в Торе, поэтому многие считают ее в определенном смысле «полупраздником». Однако в среде ашкеназского еврейства, то есть еврейства Центральной и Восточной Европы Ханука празднуется широко.

Стоит отметить, что 75%-80% евреев Петербурга являются предками тех, кто пришел в город в конце 19 века из северной и северо-восточной Белоруссии – Витебской и Могилевской областей. Именно там проходил передний край черты оседлости. В этих районах сложилось мощное иудейское религиозное движение, которое называется "хабад". Праздники и традиции, которые характерны для евреев, приехавших в Петербург из Белоруссии, и ныне совпадают с теми, которых придерживаются живущие в Северной столице иудеи. Есть и еще один интересный момент. Важным аспектом для евреев, проживавших на территории Восточной Европы, были учеба и преподавание. Все мальчики обучались грамоте. Дата празднования Хануки плавающая, но всегда выпадает примерно на одно и тоже время – начало-середину декабря. Бытовая функция праздника состояла в том, что он разделял учебный год на осеннее и весеннее полугодие, чтобы дать детям возможность отдохнуть.

Количество религиозных обязательств в Хануке существенно меньше, чем в других еврейских праздниках. Например, в Хануку не надо, как в Пейсах, «до последней пылинки» убирать жилище. У иудеев больше времени и сил для отдыха. Праздник отчасти несет в себе идею карнавала - переворачивает повседневность, инициирует нарушение запретов.

В семейном кругу зажигается менора. За столом поют песни. Дети и взрослые играют во всевозможные веселые игры. Религия не очень хорошо относится к играм, тем более к азартным, подразумевая, что это довольно пустое занятие. Между тем известно, что взрослым людям в Хануку можно поиграть не только в шахматы, но и в карты. Дети забавляются с дрейдлом - четырехгранным волчком. Кроме этого, ребятам дарят деньги, так называемые ханука-гельт. Все это элементы необременительного семейного веселья.

Каждый праздник у нас ассоциируется с неким особым блюдом. В Хануку принято готовить и есть «латкес» - испеченные на растительном масле драники. В этом чувствуются именно белорусские корни петербургских евреев. Но надо учитывать, что праздник древний, а картофель в Российской империи появился лишь при Петре I. Раньше в почете были лепешки, приготовленные из гречневой муки, но опять-таки на масле. Интересно, что непосредственно в Израиле главным блюдом Хануки являются пончики.

Представитель еврейской религиозной общины Петербурга, директор "Бейт-Хабада", раввин Цви Пинский отмечает, что Ханука является по сути единственным еврейским праздником, в котором заключена идея рассказать о свершившемся чуде всему миру. Отсюда и традиция выставлять зажженную менору на окно.

«Горящие на окне свечи позволяют людям вспомнить, что есть такой праздник, как Ханука. Его отмечают и в Иерусалиме, и в Петербурге, и в Нью-Йорке, и в Берлине. Но это не значит, что все должны зажигать свечи. Урок праздника простой: свет побеждает тьму», - рассказал Пинский.

Помощник главного раввина Петербурга Авроом Аршинов также поясняет, что в праздновании Хануки пересекаются две идеи – победы над греками и чуда со светильником.

«Маленький народ одержал победу в сложной ситуации. Эта победа стала причиной чуда, который произошел с маслом. Этот праздник не был нам дан сверху. Он был сотворен людьми. Но люди своей верой, своим несогласием с обстоятельствами совершили чудо, изменили природу мира. Если мы чего-то захотим, то материальная природа мира не устоит. Поэтому мы и празднуем Хануку», - пояснил Аршинов.

Любой еврейский праздник – это время для концентрации. Как говорил еврейский мудрец, даже смотря на огонек меноры, необходимо задавать себе вопрос: "А зачем он горит"?

Проект реализован на средств гранта Санкт-Петербурга