Posted 16 января 2015,, 16:00

Published 16 января 2015,, 16:00

Modified 31 марта, 09:51

Updated 31 марта, 09:51

В меню все меньше ресторанов

16 января 2015, 16:00
В Петербурге закрылись все кафе Carl`s Junior. Мало того, за последние месяцы прекратили существование и другие рестораны и бары. Эксперты уверены: из-за кризиса в городе будет значительно меньше мест общепита.

В начале недели из-за тяжелой экономической ситуации закрылись все петербургские кафе Carl's Junior. Кроме этого, за последние несколько месяцев из-за нерентабельности и проблем с арендаторами прекратили существование несколько ресторанов, баров и пабов. Эксперты уверены: из-за кризиса в наступившем году в городе будет значительно меньше мест общественного питания.

О закрытии всех петербургских заведений сети Carl's Junior («Карлс Джуниор») стало известно в понедельник. Причем ООО «Яркая звезда» (владелец мастер-франшизы в России) объявило об этом неожиданно: многие горожане напоследок даже не успели зайти в кафе. Позже выяснилось, что на данный момент в Арбитражном суде Петербурга и Ленобласти рассматривается 13 исков на деятельность «Яркой звезды». С компании пытаются взыскать многомиллионные задолженности; некоторые решения обжалованы.

Во вторник стали известны новые подробности, связанные с закрытием «Карлс Джуниора». Руководство «Яркой звезды» решило расстаться с сотрудниками компании своеобразно, рассказав об увольнении в последний рабочий день. Работники утверждают: первоначально их заверили, что зарплата за два месяца (декабрь и январь), а также отпускные дни будут выплачены. Однако позже поступило новое указание: либо заявление об увольнении по собственному желанию, либо постановление о простое. В первом случае зарплату обещали только за декабрь и, возможно, январь после распродажи оборудования, а во втором сотрудникам гарантировали только две трети от белой части оклада.

Адвокаты посчитали такое предложение «Яркой звезды» незаконным, а городская прокуратура начала доследственную проверку по факту увольнения без выплаты выходного пособия. Также проверку проведет Государственная инспекция труда. Теперь почти тысячи бывших работников «Карлс Джуниора» ждут, как решится их судьба.

Стоит подчеркнуть, что это не единственная сеть, ощутившая на себе все тяжелые последствия политических решений российского правительства. Так, еще в сентябре 2014 года сеть суши-баров «Евразия» отказалась ото всех точек в Москве и от нескольких в Петербурге. Представители компании ссылались на влияние продуктового эмбарго: тогда морепродукты подорожали чуть ли не в два раза, а вот арендодатели цену недвижимости снижать не собирались. Глава и соучредитель компании Алексей Фурсов говорил газете «Ведомости», что закрытие обусловлено не экономией, а выживанием. На данный момент, как уточнили «Росбалту» в «Евразии», в Северной столице действует около 120 точек сети.

При этом за последнее время из города исчезли несколько заведений, которые официально не связывали приостановку работу с санкциями или падением рубля. Из-за проблем с арендаторами в сентябре перестала существовать единственная в Петербурге лапшичная японской сети «Марукамэ», располагавшаяся на Невском проспекте. В декабре покинуть помещения на Конюшенной площади пришлось двум ресторанам - Barbaresco и «22.13», которые входят в структуру Global Point Family. В Арбитражном суде сейчас рассматривается дело о том, кто и как должен арендовать помещения. Из-за нерентабельности прекратил свое существование ресторан-паб «Пингвин». В один день с закрытием «Карлс Джуниора» появилась информация о прекращении работы бара Radiobaby. Он располагался на Казанской улице и просуществовал четыре года.

Впрочем, собеседники «Росбалта» уверены - скоро стоит ожидать закрытия ряда заведений именно из-за падения курса рубля. «Чувствуется отток посетителей. А когда посетителей нет, тогда рестораны закрываются. В профессиональной среде только и говорят о дорожающих продуктах. Никто не знает, что делать: если повысить цены, то люди тут же перестанут приходить», - говорит президент Коллегии шеф-поваров Петербурга Илья Лазерсон. По словам эксперта, чтобы для участников рынка появилась ясность, необходимо несколько месяцев проработать при стабильном курсе рубля.

Совладелец и управляющий партнер Stroganoff Group Леонид Гарбар считает, что кризис не может обойти стороной рынок общественного питания: «Если массам не очень хорошо, то и массовому питанию тоже». Особенно шаткое положение у заведений, пытающихся охватить максимально широкую аудиторию, предлагая блюда всех кухонь мира, и тех, кто работает по франшизе, как «Карлс Джуниор».

Также под ударом находится массовый общепит. «Высокому сегменту кризис грозит не так сильно: да, посетители будут более разборчивы, но все равно продолжат ходить в рестораны. А вот в низкой категории открылось очень много вроде бы дешевых кафе и столовых, счета в которых потом оказываются большими. Качественные массовые заведения, конечно, останутся, но вот некачественные точно уйдут», - говорит Гарбар. Кроме этого, по его словам, сейчас все игроки рынка вынуждены подчиняться условиям владельцев компаний-поставщиков, причем поднимают цены даже те, кто не зависит от курса валют.

Как подчеркивает бренд-менеджер ресторанов «Счастье» и Funky Kitchen (входят в группу Global Point Family) Александра Гусева, даже до введения санкций в ресторанном бизнесе ощущался кризис из-за того, что появлялось слишком много новых заведений. «На одной улице открывалось по три-четыре ресторана. И никто из них не был в выигрыше: если бы работал один ресторан, то он был бы переполнен, а так аудитория размазывалась на все места, причем зачастую люди ходили к непрофессионалам, которые работали дешевле и хуже. Сейчас слабые уйдут, и это хорошо», - отмечает Гусева.
Между тем она добавляет, что не стоит связывать все закрытия именно с кризисом: ресторанный бизнес и так каждый год теряет значительное количество игроков. Цены на продукты и аренду действительно поднялись чуть выше обычного уровня подорожания, которое случается каждый год, а вот журналисты обращают на это внимание только в кризис. Отдельно Гусева заверила, что на ресторанах Global Point Family текущие экономические проблемы в стране не скажутся.

«Росбалт» направил запросы в Marketplace, Ginza Project, Probka Family и «Две палочки» с целью узнать, боятся ли кризиса другие игроки рынка.

Петр Трунков