Posted 21 января 2015,, 16:17

Published 21 января 2015,, 16:17

Modified 31 марта, 09:47

Updated 31 марта, 09:47

Агапитова победила «вурдалаков»

21 января 2015, 16:17
Выборы уполномоченного по правам ребенка в Петербурге, казалось бы, столь далекие от политики, привели к баталиям в парламенте. Однако в итоге «добро победило зло».

Выборы уполномоченного по правам ребенка в Петербурге, казалось бы, столь далекие от политики, привели к баталиям в парламенте. Однако в итоге «добро победило зло». Большинство депутатов предпочли видеть омбудсменом умеренную Светлану Агапитову, а не ее радикальных или неизвестных противников.

Пять лет назад Агапитова была выбрана первым в Петербурге уполномоченным по правам ребенка. «Когда я в тот раз стояла на этой трибуне, то не очень понимала, что меня ждет», - сказала омбудсмен, представляя свою программу уже в качестве кандидата на второй срок. Действительно, вряд ли она представляла, с каким потоком грязи в свой адрес ей придется столкнуться в конце 2014 года.

В этот раз на пост омбудсмена было подано шесть заявок, но только четыре оказались оформлены по всем правилам. Сегодня перед голосованием четверо кандидатов еще раз представили депутатам свои программы. Время на трибуне было ограничено. Поэтому спикер ЗакСа в какой-то момент просто отключил микрофон Агапитовой, которая выступала первой. Символично, что это произошло в момент, когда та пыталась закончить фразу о недопустимости бюрократического и формального отношения к институту уполномоченного.

Впрочем, выступление для Агапитовой уже не могло сыграть существенной роли. Позиции детского омбудсмена в Петербурге довольно крепки, а ее кандидатуру выдвинул сам губернатор. Учитывая взаимоотношения ЗакСа и Смольного, это дает почти стопроцентную гарантию победы. Поэтому поначалу у большинства наблюдателей даже не было сомнений в переизбрании Агапитовой.

Неуверенность в их ряды внесла кампания по травле омбудсмена, которая развернулась в Петербурге в начале декабря. Организации патриотической и религиозной направленности (например, «Народный собор», в деятельности которого принимают участие помощники депутата Виталия Милонова) начали проводить пикеты против уполномоченного и закидывать СМИ пасквилями на тему отлучения Агапитовой от церкви. При этом некоторые депутаты выразили предположение, что информационную войну спровоцировали сами сторонники омбудсмена. Однако Агапитова факт подобного ведения пиар-компании отрицает: «Мой аппарат работает над другими проблемами. У них плановые приемы, куча заявлений. Было бы некогда и незачем заниматься подобными провокациями».

Поначалу казалось, что так называемые борцы за нравственность не имеют собственного кандидата. Но потом они выразили готовность поддержать бывшего зампреда комитета по культуре Марину Журавлеву. Сейчас женщина числится безработной и выдвинуться в омбудсмены ей удалось только с помощью депутата Ирины Комоловой, которая исключена из фракции КПРФ, а, значит, имеет полную свободу действий.

В результате самым актуальным вопросом для кандидата в омбудсмены стал традиционализм, не высказаться в его поддержку было просто нельзя. Позиция Агапитовой оказалась умеренной, а позиция ее конкурентки – довольно радикальной. Так, действующий омбудсмен напомнила, что у ее аппарата хорошие отношения с РПЦ и петербургской епархией. Она также отметила, что в будущем ребенок должен иметь права еще до рождения, когда ее попросили выразить мнение по поводу абортов. Ответ Агапитовой на тему так называемого "закона Димы Яковлева" оказался очень аккуратным: «Мы должны стремиться к тому, чтобы у нас за детьми стояла очередь. Когда мы переломим ситуацию с усыновлением в корне, тогда потребность в иностранном усыновлении в принципе отпадет. Но, безусловно, ребенку все равно, в какой стране он будет жить и на каком языке говорят его родители». Такой вывод удовлетворил и парламентских консерваторов, и либералов.

Соперничающая с Агапитовой Журавлева, в свою очередь, все выступление построила на отстаивании традиционных нравственных ценностей. Не обошлось и без привычного запугивания ювенальной юстицией. В конце кандидат напомнила и о своих соратниках.

«На сегодняшний день в городе сложился мощный пул родительских и патриотических организаций, готовых защищать детей и наши семьи. Голос этих организаций не был ранее услышан, но они готовы к активной работе, которая продолжится при любых результатах голосования», - сообщила она.

Оказалось, что поддержку Журавлевой выразило, например, воинское братство «За други своя», а также организации «Родительское сопротивление» и «Родительское стояние». Эти общественники даже выбрали ее народным омбудсменом.

«С какой целью вы вместе с вурдалаками, которые числятся помощниками депутата Милонова, участвовали в травле Светланы Агапитовой?» - спросил у Журавлевой депутат Максим Резник.

Этот вопрос, конечно, был снят спикером, который, как обычно, действовал очень избирательно. Например, Макаров позволил депутату Милонову произнести целую тираду по поводу консерватизма. Все началось с того же вопроса Резника про травлю Агапитовой, адресованного уже другому кандидату – юристу и муниципальному депутату Сергею Виниченко.

«Почему вы никак публично не выступили против грязной кампании клеветы и травли, почему вы здесь никак не проявили свои морально-этические качества?» - поинтересовался Резник у самого молодого кандидата в омбудсмены. Виниченко отметил, что высказывался против неконструктивной критики. Однако сразу после этого микрофоном завладел Милонов, выкрикивающий на возражения «либералы, хватит перебивать!».

«В нашем городе сложилась нездоровая ситуация, возникло искусственное навязанное отдельными журналистами противостояние. Что православные за одного или против кого-то. Это ерунда, не верьте. Вы и другие кандидаты должны знать, что лучшая часть нашего общества – это традиционалисты, консерваторы, многодетные. У нас одна жена, одна церковь, одна родина и один Путин, понимаете?» - почти прокричал Милонов в микрофон. Когда кто-то из коллег попытался его перебить, депутат воскликнул: «Сколько детей у тебя? Не имеешь права задавать вопрос!»

Таким образом, все проблемы детства как-то потонули за политическим эпатажем и цитатами «из президента», которыми кандидаты щедро украшали свои выступления. После всего случившегося вряд ли кто-то запомнил речь четвертого кандидата – предпринимателя и благотворителя Александра Поспелова, выдвинутого КПРФ. Тот говорил о возрождении ольгинских семейных приютов в виде специально построенных деревень в Парголово и Шушарах. Там планируется поселить до 500 сирот. Два дома уже заселены, а в следующем июле откроется целая улица.

Но в итоге именно Поспелов, предложивший реальный способ улучшить жизнь оставшихся без родителей детей, смог занять второе место в первом туре голосования. Агапитова стала первой, получив 42 голоса. За Журавлеву выступило всего трое, за Виниченко – 10, и они выбыли из гонки. Во втором туре Агапитова набрала 38 голосов против 8 за Поспелова.

«Первое, что я сегодня сделаю, - позвоню всем и скажу большое спасибо за поддержку. Спасибо за то, что продолжали до последнего дня верить в меня и в то, что добро в конечном итоге должно победить зло», - сообщила Агапитова сразу после того, как приняла присягу.

И добавила, что «борьба еще не окончена». Омбудсмен планирует подать 11 исков в суды по поводу распространяемой о себе клеветы. Агапитова отметила, что теперь борцы за нравственность перешли к нападкам и на дружественные ей организации.

«Мы продолжим бороться, я буду поддерживать и «Петербургских родителей», и «Родительский мост», и всех, на кого сейчас сыплются абсолютно неадекватные обвинения. Депутаты у нас зачастую люди непредсказуемые, при такой массированной информационной борьбе кто-то мог действительно поверить, что я нехороший человек. Поэтому я совсем не была уверена в победе. Но думаю, что сегодня было продемонстрировано редкое единство между партией власти и оппозиционными. Потому что уполномоченный все же вне политики, он работает ради детей. И все депутаты это понимают», - заключила Агапитова.

Хочется добавить, что явно не все, но по крайней мере большая часть.

Софья Мохова