Posted 26 января 2015,, 14:30

Published 26 января 2015,, 14:30

Modified 31 марта, 09:43

Updated 31 марта, 09:43

«Пока Россию ставят на уровень выше мусорного»

26 января 2015, 14:30
К сожалению, единственный способ сохранить деньги сегодня – перевести их в валюту и держать в сейфовой ячейке или под матрасом, считает экономист Сергей Гуриев.

В апреле 2013 года ректор Российской экономической школы Сергей Гуриев вылетел из Москвы в Париж. Месяц спустя общественность узнала об его отставке с поста в РЭШ и о том, что отпуск на самом деле является вынужденной эмиграцией. Оставаясь в России, Гуриев мог лишиться свободы. Теперь анализировать экономическую ситуацию в родной стране ученый может только со стороны, например, в формате телемоста.

Телемосты проекта «Открытая Россия» в Петербурге, наверное, просто не могут проходить без внешнего вмешательства. Так, первый виртуальный диалог с Михаилом Ходорковским в одной из гостиниц был прерван сообщениями о заложенной бомбе. В результате часть желающих послушать оппозиционера внутрь вообще не попала, а остальные были вынуждены терпеть вой сирен и прочие неудобства. Для проведения телемоста с экономистом Гуриевым выбрали другую гостиницу, но организаторы все равно ожидали повторение подобных эксцессов. И не зря.

Стоило установить видеосвязь с Парижем, как в конференц-зале, где проходила встреча, пропал Интернет. То есть буквально перестали работать все провайдеры. В сеть невозможно было выйти даже с мобильного телефона. При этом в в холле гостиницы проблем с подключением не было.

Наблюдательные гости встречи вспомнили про машины «Петербурггаза», припарковавшиеся перед входом в отель незадолго до начала мероприятия. Якобы кто-то в гостинице учуял странных запах. Невдалеке от «газовиков» дежурил экипаж полиции. Впрочем, все это, наверное, случайность.

В этот раз координаторы «Открытой России» были готовы к неполадкам. Пока восстанавливали связь, пришедшей на мероприятие сотне петербуржцев стали показывать записанную заранее видеолекцию Гуриева. Экономист говорил о том, что в 2015 Россию ожидает трудный год с падением ВВП на 5%, низкими ценами на нефть и сокращением реальных доходов населения. Когда же какими-то немыслимыми путями Петербургу вновь удалось наладить сообщение с Парижем, экономиста просто забросали вопросами. Мы приведем самые главные тезисы из более чем часовой беседы.

О том, почему правительство не борется с кризисом

— В области экономики нет никакой неопределенности с тем, что нужно делать. Есть целый ряд не раз озвученных предложений, связанных с судебной системой, защитой конкуренции, дерегулированием, снижением роли госкорпораций, борьбой с коррупцией внутри министерств и ведомств и так далее. Но сейчас эти решения лежат уже не в области экономики, а в области политики. Российские министры хорошо знают, что нужно делать, но они понимают, что это опасно для сегодняшнего политического руководства страны. Потому что нынешний режим основан на лояльности и поддержке тех людей, которые пострадают в результате реформ, необходимых для преодоления кризиса.

О банковской панике и хранении денег под матрасом

— У банков сегодня и так есть проблемы с прибылью. И в какой-то момент люди могут задуматься: "А есть ли у нас шанс получить наши деньги назад, или опять все будет как в 1998 или 1991 году?" Тогда они начнут забирать свои вклады, и часть людей своих денег может больше не увидеть. После событий в Мариуполе велик риск того, что в России будет банковская паника. К сожалению, единственный способ сохранить деньги сегодня – перевести их в валюту и держать в сейфовой ячейке или под матрасом. При сегодняшних ценах на нефть я не вижу серьезных рисков укрепления рубля, так что не думаю, что вы потеряете деньги в течение года, если сейчас купите доллары или евро.

О возможном дефолте

— На сегодняшний день мы находимся в неустойчивом равновесии, при котором на протяжении 2015 года дефолтов ожидать не стоит. Пока все ведущие рейтинговые агентства ставят Россию на уровень выше мусорного. Да и мусорный уровень не означает, что дефолт обязательно случится. К тому же Россия скорее будет нарушать обязательства перед гражданами, чем перед внешними кредиторами. Поэтому социальные обязательства будут выполняться в номинальных рублях, а не в реальных. До конца 2015 года резервного фонда так или иначе хватит и не стоит ожидать сверхъестественных проблем, если только российские власти не начнут делать сумасшедшие шаги, которые могут привести к новым санкциям.

О мягкости Запада

— Западные страны вовсе не собираются воевать с Россией, но они не могут не реагировать на то, что происходит... У Западных стран есть только одно оружие – экономические санкции. И в этом смысле их ответ можно считать скорее мягким, чем жестким. Они пытались вводить их так, чтобы пострадали те, кто принимал решение об аннексии Крыма и вторжении в Украину. Но бремя санкций было распределено на всех граждан РФ. С помощью пропаганды простым людям внушают, что европейские правительства пытаются наказать народ за поддержку Путина. И какие бы точечные санкции ни вводил Запад, пострадают в результате простые пенсионеры и все те, кто платит налоги. Просто потому, что режим обладает полнотой экономической и информационной власти в стране. Конечно, западные санкции повлияют на российскую экономику в 2015 году. Но удар по продовольственным ценам нанесли не они, а абсолютно неразумное, нерациональное, бессмысленное решение о продовольственном эмбарго, которое приняли российские власти.

Об условиях отмены санкций

— Запад на самом деле не заинтересован в смене режима в России и неконтролируемом развале нашего государства. Это катастрофа, которой им хотелось бы избежать. Никто не хочет быть президентом США или канцлером Германии в тот момент, когда российский режим рухнет, потому что это будет связано с непредсказуемыми последствиями. И если бы президент РФ вывел войска с украинских территорий и отдал Крым, Европа бы сняла все санкции. Я думаю, все были бы крайне довольны и сказали бы: «Можете оставаться президентом, у нас нет к вам никаких претензий». У них без этого и так полно других проблем - Эбола, Иран, Палестина, ИГИЛ, а тут еще и Мариуполь.

О том, что ничто не вечно

— Странно думать, что нынешний режим всегда будет у власти. Каждый дополнительный пункт инфляции будет заставлять народ задуматься не только над тем, почему мы страдаем, но и над тем, почему мы страдаем и должны меньше есть, а они во властных коридорах живут очень хорошо. Достаточно скоро люди начнут задавать вопросы. Я думаю, что на горизонте от 5 до 10 лет мы увидим свободную политическую конкуренцию в России. Как будет происходить смена режима, предсказать трудно. В истории еще не было примера перехода настолько образованной и богатой страны от недемократического правления к демократии. Поэтому переход может быть как ужасным, так и бархатным.

О снятии нефтяного проклятия

— У России есть целый ряд историй успеха за пределами нефтегазовой отрасли. Вы можете посмотреть на сектор информационных технологий, на банковский сектор, сельское хозяйство. Россия не обречена быть Саудовской Аравией и не является ей уже сейчас. Но не нужно думать, что Россия всегда будет коррумпированной и недемократической страной, потому что у нее есть нефть. Норвегия, Канада и Австралия тоже являются сырьевыми экспортерами, и они живут достаточно хорошо. Проблема российской нефтегазовой зависимости в том, что ренту от экспорта контролирует отдельная группа людей, которая использует ее для удержания власти незаконными методами — при помощи цензуры, неконкурентных выборов и так далее. Нефтяная рента помогает системе удержаться на плаву. Но если российские политические институты станут конкурентными, то нефтяное проклятие может стать благом.

О том, что еще внушает оптимизм

— Я считаю, что у России есть целый ряд фундаментальных факторов, которые способствуют тому, чтобы она стала одной из пять крупнейших экономик мира. Это и удачное географическое положение, и природные ресурсы, и человеческий капитал. Многие другие страны десятки лет назад тоже были не демократическими и бедными. Например, 25 лет назад Польша и Украина были примерно в одинаковом положении, но сейчас Польша в три раза богаче, это демократическая страна, один из лидеров Евросоюза. Вот что государство, которое идет правильным путем, может сделать за очень короткий срок. И те люди, которые считают, что Россия обречена быть коррумпированной и недемократической страной, с моей точки зрения, являются расистами. Они считают, что россияне – это люди второго сорта. А я считаю, что российский народ такой же, как и все другие. Он может сделать то, что сделали другие – стать богатым, демократичным, свободным и некоррумпированным... Россия - большая страна, где много талантливых и честных людей. Поэтому я остаюсь оптимистом и считаю, что светлое будущее в нашей стране наступит достаточно быстро.

Софья Мохова