Posted 6 февраля 2015,, 09:20

Published 6 февраля 2015,, 09:20

Modified 31 марта, 09:31

Updated 31 марта, 09:31

Культура сменит управляющего

6 февраля 2015, 09:20
Документы еще не подписаны, но источники полагают это делом решенным – в городском комитете по культуре ожидается смена председателя. Пост достанется депутату ЗакСа от ЛДПР Константину Сухенко.

Документы еще не подписаны, но источники полагают это делом решенным – в городском комитете по культуре ожидается смена председателя. Пост достанется депутату ЗакСа от ЛДПР Константину Сухенко. В сентябре он был одним из четырех кандидатов, создающих видимость легитимности губернаторских выборов. Теперь депутату предстоит «поднимать» культуру в условиях бюджетного дефицита.

В апреле 2013 года директор ГМЗ «Гатчина» Василий Панкратов возглавил петербургский комитет по культуре. Место пустовало около восьми месяцев, и внезапное назначение вызвало сплошь положительные отзывы. Добрый, умный, отзывчивый. Самый оптимальный выбор.

Спустя почти два года примерно то же самое говорят и про Сухенко. Панкратова же эксперты отправляют обратно – «поднимать «Гатчину». Говорят, сам чиновник давно мечтал вернуться к этой деятельности. Как и Сухенко хотел перейти в исполнительную власть. Многие ожидали, что после выборов, на которых депутат сыграл роль системного губернаторского соперника, это желание будет удовлетворено. Все-таки сама по себе эта электоральная комедия Сухенко вряд ли была бы нужна. Однако новое правительство сформировали, и депутата в нем не оказалось – вице-губернатора по финансам градоначальник решил не назначать, а вице-губернатором по культуре стал чиновник с московскими связями.

Сухенко мог претендовать именно на эти должности в связи со своим профессиональным опытом. В прошлом журналист и руководитель издательского дома, он заседает в ЗакСе еще с 2000 года. Ранее возглавлял комиссию по образованию, культуре и науке, а в этом созыве руководит ключевым для парламента бюджетно-финансовым комитетом. И хоть распределение городских средств в рамках анонимных депутатских поправок давно вызывает критику оппозиции, Сухенко пока удавалось маневрировать между интересами фракций, не вызывая огонь на себя.

К слову, Панкратов в комитете по культуре тоже не совершил никаких масштабных промахов. Правда, какое-то время общественность будоражил инцидент с кадровыми перестановками в подведомственных ему учреждениях. Так, прямо во время репетиции был уволен руководитель Санкт-Петербургского государственного академического симфонического оркестра, дирижер Александр Титов. Потом сменилось и руководство бюджетного учреждения культуры «Петербург-концерт». Сам Панкратов дал зеленый свет его новому директору и радовался тому, что кто-то наконец-то занялся «разгребанием этой помойки».

Но в целом можно предположить, что назначение действительно связано не с профессиональными недоработками Панкратова, а с инициативой Сухенко. По информации источников, губернатор лично сделал депутату предложение, и тот сложит с себя полномочия уже на следующем заседании парламента. Впрочем, сам Сухенко отказывается как-либо комментировать эту информацию.

Коллеги депутата в парламенте в целом положительно отзываются о грядущем назначении. Председатель комиссии по образованию, культуре и науке Максим Резник оценил его «на твердую четверку».

«У меня были сложные отношения и с Василием Панкратовым и с предыдущим руководителем комитета Дмитрием Месхиевым. Но я считаю, что по нынешнем временам назначение Сухенко – это удачное решение и даже лучшее из всех других возможных. Было бы хуже, если бы на это место назначили условного Хрюшкина, которого никто не знает. А Сухенко - то масло, которым кашу точно не испортишь. Он понимает механизм работы разных ветвей власти и в целом то, как работает система», - пояснил Резник.

Хотя депутат в очередной раз отмечает непрозрачность назначений в Смольном: «Сама эта процедура оставляет желать лучшего. Могли бы и посоветоваться с парламентом, проявить уважение к ЗакСу».

Экс-декан факультета журналистики СПбГУ и член фракции «Справедливая Россия» Марина Шишкина тоже считает, что Сухенко справится с новой работой. «Что тут скажешь, мы же вместе учились на журфаке ЛГУ и потом оба работали журналистами. Сухенко человек для культуры не чужой, положительный и неконфликтный. И для ЗакСа это назначение сыграет хорошую роль, потому что бывший депутат знает, что на мнение парламента нужно обращать внимание. Он понимает, что мы тоже предлагаем дельные вещи, а не просто сотрясаем воздух», - сообщила Шишкина.

По мнению парламентария, комитет по культуре является ключевым для Петербурга. Однако в этой сфере не хватает прорывов в хорошем смысле этого слова. «С тех пор, как из комитета ушел Антон Губанков, прервались многие традиции. К этому нужно возвращаться», - полагает депутат.

Главный редактор «Петербургского театрального журнала» Марина Дмитревская отмечает, что на ее памяти в комитете уже сменилось огромное множество руководителей. «Многих и не вспомнить. За четыре года это будет третий. Но сама по себе сменяемость - это неплохо. С Сухенко я лично не имела много дел, но в нескольких случаях он помог», - говорит театровед.
Дмитревская вспоминает, как Сухенко вместе с Губанковым несколько лет назад поддержали казалось бы иллюзорную идею по организации театра «Мастерская». Однако она выразила опасения по поводу сохранения преемственности по уже оговоренным и запущенным проектам в ситуации постоянной смены руководителей. «Я и сама сейчас в странной ситуации. Уже сегодня начинается театральный фестиваль "Пять вечеров" имени Александра Володина, который мы, как всегда, проводим в долг и только потому, что Панкратов обещал мне фестиваль поддержать. Но знает ли об этом Сухенко? Надеюсь на то, что питерский культурный ландшафт ему хорошо знаком", - заключает профессор театральной академии.

Директор музея-памятника «Исаакиевский собор» Николай Буров указывает на «судорожность», свойственную комитету по культуре при работе с различными учреждениями. «Мы зависим от комитета, но хотелось бы работать с ним активнее, чтобы чиновники проявляли больше энергии. Нам нужно прояснить наши связи, сделать их нормальными по ритмике. Чтобы это была уверенная поступь, а не судорожные колебания время от времени», - поясняет Буров.

Пока о смене главы комитета официально не объявлено, директор музея не хочет комментировать назначение Сухенко. Однако отмечает, что новому руководителю ведомства можно только посочувствовать.

«Время будет трудное. При общем сокращении бюджета произойдет и сокращение расходов на культуру. Так что председателю комитета понадобятся воля и мужество. Колебания курса рубля приводят в росту цен на все услуги, которые мы заказываем, – от реставрации до электроэнергии. Но очень не хочется увеличивать цену на билеты. Поэтому нужно всем сосредоточиться и пережить это вместе», - считает Буров.

На финансовые проблемы указывает и депутат Резник. «Недостаток бюджетных средств – сейчас ключевой вопрос. Да и в принципе неправильная и контрпродуктивная политика страны приводит к плачевным результатам. И эти системные проблемы возникают не на уровне комитета, а гораздо выше. В этом смысле что Сухенко, что не Сухенко – роли не играет», - поясняет депутат.

Действительно, политика и экономика отдельно от культуры существовать не могут. Например, Зимний театральный фестиваль в 2014 году не проводили из-за «геополитической ситуации». А культурный форум, который состоялся в конце прошлого года, по риторике напоминал съезд в осажденной крепости. К тому же вице-губернатор Владимир Кириллов, ныне ответственный за сферу культуры, явно не облегчает работу своим подчиненным. Да и чего можно было ждать от бывшего руководителя Росприроднадзора.

Поэтому многие тяжелые решения лягут именно на плечи нового председателя комитета. Ему нужно будет не только справляться с жесткой экономией бюджетных средств, но и следить за тем, чтобы город оставался культурной столицей не только на словах. В условиях ура-патриотического накала и расцвета сомнительных общественных организаций первое будет таким же сложным, как второе.

Софья Мохова