Posted 24 февраля 2015,, 18:30

Published 24 февраля 2015,, 18:30

Modified 31 марта, 09:16

Updated 31 марта, 09:16

Пенсионеры исчезают после выборов

24 февраля 2015, 18:30
На выборах в Петербурге на досрочное голосование приезжали туристические автобусы с пенсионерами. Доказать незаконность этого процесса и даже само существование предвыборных экскурсий в суде не удалось.

Почти полгода назад на выборах в Петербурге случилась удивительная история. На досрочное голосование стали приезжать туристические автобусы с пенсионерами. Те рассказывали, что вообще-то ехали на экскурсию, но по дороге каким-то образом оказались на избирательных участках. Факты «подвоза» зафиксировали многочисленные СМИ. Но доказать незаконность этого процесса и даже само существование предвыборных экскурсий в суде так и не удалось.

«Какое все это отношение имеет к делу? Вы забываете главное: каким образом были нарушены ваши избирательные права?» - строго спросила судья Елена Смирнова у заявителя Леонида Канюкова. Тот тщетно представлял ходатайство за ходатайством: просил затребовать у администрации МО "Гагаринское" список проведенных экскурсий для пенсионеров, фамилии участников этих поездок, а также данные перевозчиков и водителей.

«Считаю нецелесообразным», - отрезала каждый раз прокурор. Судья отказывала в удовлетворении ходатайства. Получалось, что подвоз людей к участку на экскурсионном автобусе не нарушал права конкретного кандидата в муниципальные депутаты, коим в сентябре прошлого года являлся Канюков. Во всяком случае, судебная власть связи между этими вещами не увидела. Хотя сам заявитель настаивал как раз на обратном.

Канюков баллотировался в муниципальные депутаты от «Гражданской платформы» в МО "Гагаринское". Этот муниципалитет находится в Московском районе, который особо отличился в связи с «экскурсионным» голосованием. Пенсионеров массово подвозили к КДЦ «Московский», где досрочно выбирали депутатов нескольких муниципалитетов. Экскурсии проводились при участии местной администрации.

Например, блокадников, живущих в МО "Гагаринское", собирали перед поликлиникой №51. «Это же по желанию, кто не хочет, тот не голосует», - оправдывались координаторы. Но перед экскурсиями по пригородам пенсионерам настоятельно наказали взять с собой паспорта. А уже в автобусах им раздавали «шпаргалки» с именами угодных депутатов. По странному совпадению, все они баллотировались от «Единой России». Позже выяснится, что явка на досрочном голосовании в Петербурге составила более 7%, и его результаты во много определили итоги выборов. При этом сами оппозиционеры указывали на многочисленные возможности для фальсификации. В частности, из-за несовершенства системы люди даже умудрялись проголосовать за одного кандидата несколько раз.

По закону организованный подвоз избирателей к месту голосования запрещен. Но доказать сам факт этого нарушения в суде так никому и не удалось. Тот же Канюков даже не смог приобщить к делу копию «шпаргалки» с фамилиями, которую в автобусе выдали пенсионерам. Прокурор отметила, что на ней нет никаких «реквизитов». А представитель МО "Гагаринское" заявил, что бумага и вовсе «обрезана», поэтому на нее и не попали другие кандидаты. Исправить ситуацию могли только свидетели.

Еще 3 сентября внимание прессы привлекла пенсионерка, которая приехала на избирательный участок вместе с организованной группой из 30 человек, только что побывавшей в Кронштадте. Она заявила о том, что не желает голосовать досрочно. Именно эту женщину – блокадницу Нину Сузанскую - Канюков пригласил для дачи показаний.

«Клянусь, ни разу меня ни на одну экскурсию не звали! А тут сказали: «Хочешь поехать? Только паспорт возьми», - объясняла женщина.

Но злую шутку сыграл недостаток судебного опыта у заявителя. Он почему-то представил Сузанскую в качестве слушателя, и потом ее статус в процессе уже нельзя была поменять. Таким образом, полагаться приходилось только на показания самого Канюкова, который доказывал факт подкупа избирателей. Якобы те голосовали взамен за оказанную услугу - экскурсию.

Однако объяснения оппозиционера выглядели очень запутанными. Он называл экскурсию платой за что-то, но тут же сообщал, что она была бесплатной. Говорил, что поездки осуществлялись за бюджетные деньги муниципалитета, но не мог доказать связь между организованным голосованием и этими тратами. Это в принципе стало невозможным после того, как суд отклонил все ходатайства к предполагаемым организаторам экскурсий. Впрочем, юрист МО "Гагаринское" Сергей Тихонов не отрицал, что пожилых людей периодически возят в пригороды.

«Пенсионеры не являются потребителями услуг. Это все вопросы местного значения, они решаются в течение года и не зависят от выборов или других вопросов местного самоуправления», - сообщил Тихонов.

В целом процесс по отмене результатов выборов в МО "Гагаринское" в очередной раз показал, что оппозиция пока не умеет готовиться к судебным заседаниям. Суду требуются факты и документальные подтверждения, а не путаные объяснения. Заранее не затребовали документы у муниципалитета и не нашли никаких доказательств? Это минус. Не установили конкретных координаторов экскурсий и не нашли других свидетелей? Вам же хуже. Не было письменных заявлений с жалобами от самих пенсионеров? Значит, суд решит, что закон не нарушался.

«Были ли какие-то нарушения при голосовании?» - задала прокурор поистине провокационный вопрос представителю муниципального образования. Тот, разумеется, ответил, что их не было. На этом заседание можно было заканчивать. Доказать организованный подвоз, а уж тем более, подкуп, при такой скудной базе свидетельств было невозможно.

После недолгого совещания с самой собой судья Московского районного суда отказалась отменять результаты выборов в МО "Гагаринское". Теперь Канюков намерен добиваться справедливости в Горсуде.

Самое обидное: подвозы действительно были, множество журналистов видели их своими глазами. Вероятно, доказать их существование нашему суду почти нереально. Но можно хотя бы побороться за победу и, в конце концов, нанять юриста, а не приходить в суд с пустыми руками. Любая борьба будет лучше безвольного поражения. В таких ситуациях думаешь: может, оппозиционерам это не так уж и нужно?

Софья Мохова