Posted 24 февраля 2015,, 22:10

Published 24 февраля 2015,, 22:10

Modified 31 марта, 09:16

Updated 31 марта, 09:16

Золотые электрички

24 февраля 2015, 22:10
Петербуржцы возмущены повышением стоимости проездных билетов на электрички и дополнительными сборами. В УФАС направлены жалобы. Пока контролирующие органы решают проблемы, люди продолжают переплачивать.

Скоро начнется третий месяц борьбы надзорных органов с дополнительным сбором, который взимают с пассажиров при покупке билета на электричку в поезде. Управление федеральной антимонопольной службы по Петербургу (УФАС) и Северо-Западная транспортная прокуратура (СЗТП) видят в этом «признаки нарушения законодательства и прав граждан», однако контролеры «Северо-Западной пригородной пассажирской компании» («СЗППК») продолжают собирать деньги. Более того, недавно сама «СЗППК» заявила, что УФАС якобы считает эти действия законными. В управлении, в свою очередь, заверили, что это не так. Претензии к организатору перевозчиков остаются и у госструктур, и у людей, вынужденных переплачивать.

С начала года в антимонопольную службу Ленинградской области стали приходить сотни однотипных жалоб по поводу сборов в электричках. Петербуржцы просили разобраться, законно ли контролеры требуют пассажиров, покупающих билет не в кассе, а в поезде, заплатить дополнительные 100 рублей. Дело в том, что без билета в электричке могут оказаться не только пассажиры, принципиально отказавшиеся платить, но и люди, зашедшие в вагон на остановке, не оборудованной кассами.

Петербург и Ленинградская область, действительно, плохо оснащены пунктами продажи билетов: только на 110 из 524 станций можно оплатить проезд. Впрочем, компания обещала, что вынужденным безбилетникам в электричках контролеры будут «верить на слово» - от сбора их освободят. Однако из этих слов не было понятно, кто будет проверять самих контролеров и возможно ли на практике фиксировать, кто на какой станции зашел.

Как и принято в таких случаях, жалобы пошли по инстанциям. В результате в проблеме разбирались петербургская УФАС и Северо-Западная транспортная прокуратура. В начале февраля руководитель УФАСа Вадим Владимиров заявил, что «имеет место явное злоупотребление доминирующим положением, поэтому перспективы по отмене сбора хорошие». «Думаю, электрички мы поборем», - заключил тогда антимонопольщик.

Через неделю, 11 февраля, в отношении СЗППК по поводу сторублевого сбора служба возбудила дело, не поверив в честность контролеров и признав, что «все затраты уже учтены в действующем тарифе на перевозку пассажиров». Тогда же УФАС поддержала Северо-Западная транспортная прокуратура. Врио начальника СЗТП Алексей Короп заявил, что «применение сбора в 100 рублей нарушает требование законодательства и права пассажиров».

Стоит отметить, что к тому времени СЗППК уже отреагировала на предъявленные претензии, правда, вместо полной отмены плат, на что, очевидно, надеялись службы, перевозчик уменьшил сбор до 63 рублей. В компании объясняли, что добросовестных пассажиров становится все меньше, а значит, людей надо приучить покупать билеты в кассах. Кроме этого, за счет сбора можно уменьшить нарастающий из-за все большего количества «зайцев» убыток, оплачивать который должно правительство Ленобласти.

Вот так, признав незаконным один сбор, неповоротливая государственная машина принялась изучать обстоятельства другого. «Если сбор будет составлять 1 рубль — и он будет незаконен, то и его будем оспаривать», — пояснял позицию прокуратуры Короп.

Когда заявления для прессы были сделаны, представители власти пригласили организатора перевозок объясниться на специально созванной комиссии. Впрочем, ничего нового стороны не услышали: СЗППК дала уже известные комментарии, а чиновники, прокуроры и антимонопольщики высказали уже озвученные претензии. Тем удивительнее, что 20 февраля по итогам встречи «Северо-Западная пригородная пассажирская компания» сообщила: «УФАС признала правомерной комиссию за позднее приобретение пассажирских билетов».

Это оказалось неправдой. «Подобное манипулирование фактами со стороны «СЗППК» считаю неприемлемым. Собранные нашим управлением доказательства говорят о наличии признаков нарушения законодательства», - подчеркнул в ответе руководитель управления Вадим Владимиров. При этом даже простое опровержение служба давала в течение нескольких дней: вечером пятницы, в выходные и праздничный понедельник, 23 февраля, петербуржцы пребывали в уверенности, что УФАС отказалась от претензий.

Также Владимиров заявил, что после заседания комиссии дело из регионального управления было передано в центральный аппарат ФАС. Как прокомментировал «Росбалту» экс-руководитель УФАСа Александр Беляев, когда дело касается двух и более регионов, разбирательство должно идти на федеральном уровне. При этом, вполне вероятно, ФАС вернет дело обратно на рассмотрение петербургского управления — все это время сбор продолжит взиматься. «К сожалению, нельзя просто приказать ценам остановиться, поэтому процедура получается затяжной», - подытожил собеседник агентства.

Однако некоторые эксперты посчитали, что надзорные органы могли бы действовать быстрее. «На мой взгляд, должны были последовать более решительные меры. К тому же транспортная компания демонстрирует циничное отношение к органам власти и гражданам области», - прокомментировал «Росбалту» лидер фракции «Справедливой России» в областном ЗакСе Александр Перминов. Он также отметил, что в кризис, когда сокращаются зарплаты, а люди теряют работы, «вводить подобные сборы как минимум несправедливо». «Мне это кажется самоуправством. Большинство станций не оборудованы кассами, а значит, некоторые люди будут тратить деньги просто так», - уверен депутат.

Как заметил транспортный эксперт, генеральный директор исследовательского агентства InfraNews Алексей Безбородов, РЖД по умолчанию считают пассажиров, которые садятся на станциях без касс, хитрецами. "Важно понимать, что государственная или окологосударственная структура в любой стране, когда заводит речь о платах, руководствуется презумпцией виновности", - сказал он. При этом эксперт отметил, что сборы будут отменены, "если на компанию надавят прокуратура и губернатор Георгий Полтавченко". Правда, тут же будут придуманы новые способы взимания денег с пассажиров, уверен он.

Впрочем, об окончательном решении говорить еще рано. Хотя практика показывает, что порой они принимаются молниеносно. Так, 4 февраля президент России Владимир Путин приказал вернуть отмененные в ряде регионов страны электрички. Вице-премьер Аркадий Дворкович тут же пообещал, что правительство вопрос решит, и на следующий день некоторые поезда возобновили работу. Хотя до этого о возвращении маршрутов речи не шло. Более 20 регионов заявляли об отсутствии необходимых для эксплуатации составов средств, учитывая, что они и так были должны перевозчикам миллиарды рублей.

Правда, для многих людей, которые пользуются пригородными поездами, ситуация легче не стала даже после частичного возврата электричек. К примеру, «Забайкальская пригородная пассажирская компания» в 2015 году установила цену в 1 тыс. 346 рублей за билет от одной конечной станции «Петровский завод» до остановки «Хилок». В прошлом году оплата такого маршрута обошлась бы пассажирам в 176 рублей. Подобные ситуации произошли и в других регионах.

СЗППК, между прочим, тоже отчиталась о подорожании услуг. В частности, с 21 февраля стоимость абонементных билетов возрастет на 40% для поездок по Ленинградской области, а для поездок по Петербургу — на 5%. Как и следовало ожидать, горожане снова обратились в УФАС. Поэтому пассажиры электричек сейчас ожидают сразу двух решений по своим жалобам. Пока управления разбираются с этими проблемами, передают друг другу бумаги и неспешно отчитываются, люди продолжают переплачивать.

Петр Трунков