Posted 25 февраля 2015,, 20:35

Published 25 февраля 2015,, 20:35

Modified 31 марта, 09:14

Updated 31 марта, 09:14

Подделка за четверть миллиона долларов

25 февраля 2015, 20:35
В суде по делу искусствоведа Баснер, обвиняемой в мошенничестве в особо крупном размере, выступил первый свидетель. Он рассказал, как именно совершалась сделка по фальшивой картине авангардиста Бориса Григорьева.

В Дзержинском районном суде на заседании по громкому делу искусствоведа Елены Баснер выступил первый свидетель - издатель, директор арт-салона «Золотой век» Леонид Шумаков. Считается, что именно он был посредником при совершении сделки по продаже картины авангардиста Бориса Григорьева «В ресторане» между Баснер и коллекционером Андреем Васильевым. Позже выяснилось, что полотно является подделкой. Оригинал хранится в запасниках Русского музея, чего, как полагает следствие, Баснер не могла не знать - прежде чем стать консультантом аукционного дома Bukowski, она долгие годы там работала.

В суде должны были опросить еще одного свидетеля — гражданина Эстонии Михаила Аронсона, которому, по версии следователей, принадлежала поддельная картина. Однако иностранец в суд не явился.

Шумаков рассказал, что был знаком с Баснер с начала 2000-х годов. Искусствовед оказывала консультации при подготовке альбома «Русские художники 20 века. Борис Григорьев», который был выпущен издательством «Золотой век» в 2007 году. Издание содержит репродукции множества картин мастера, оригиналы которых хранятся в российских и зарубежных коллекциях. Автор альбома - искусствовед из Екатеринбурга Тамара Галеева.

На вопрос прокурора Артема Лытаева, считает ли свидетель, что Баснер является квалифицированным специалистом в области русского авангарда, Шумаков ответил: «На мой непросвещенный взгляд, да».

Интерес представляет рассказ свидетеля о том, как именно происходила сделка по продаже-покупке «В ресторане». По словам Шумакова, в начале июля 2009 года Баснер позвонила в издательство и поинтересовалась, есть ли в наличии альбом Бориса Григорьева. Получив утвердительный ответ, она приехала в офис «Золотого века» на Васильевском острове. Листая альбом, Баснер сообщила Шумакову, что ей предлагают к продаже работу художника Григорьева «В ресторане», которая в начале 20 века находилась в коллекции банкира Александра Бурцева. При этом, по словам свидетеля, искусствовед не просила его подыскать покупателя полотна. Однако Шумаков сам поинтересовался, может ли он предложить картину через своих знакомых коллекционеров.

Он получил от Баснер по электронной почте репродукцию работы и отправил ее «своему хорошему знакомому» Андрею Васильеву, который коллекционировал картины Григорьева. Васильев сразу же задал вопрос о том, продается ли это полотно. Когда было получено подтверждение, начались переговоры о сделке. Они велись исключительно по телефону, по электронной почте пересылались лишь изображения картины. При этом Баснер не то чтобы настаивала на скорейшем завершении сделки, но поясняла, что интерес к «В ресторане» проявляют и в Москве.

Картину оценили в 180 тыс. евро. Коллекционер предложил заплатить в долларах. По кросс-курсу того периода это было $250 тыс. Васильеву предложили оставить залог в $100 тыс. и взять картину для изучения.

По словам Шумакова, утром в субботу 11 июля 2009 он приехал к коллекционеру на Каменноостровский проспект и взял у него залог, а затем отправился на автомобиле домой к Баснер на улицу Рылеева. Передал ей деньги и вернулся с картиной к Васильеву. На все ушло около получаса. После этого в течение трех-четырех дней картина находилась у коллекционера, он принимал решение, покупать ее или нет.

Хорошо все обдумав, он, по словам Шумакова, таким же способом передал Баснер оставшиеся $150 тыс. Свидетель сообщил, что за свои услуги он денежного вознаграждения не получал. «У меня были определенные отношения с Васильевым, которые в материальном плане были более выгодны, чем получение какой-то одноразовой суммы. Он мне много помогал консультационно при подготовке альбомов. Знакомил меня в Петербурге и Москве с коллекционерами. В некоторые дома (коллекционеров - "Росбалт") нельзя попасть без рекомендации, эти рекомендации я получал... Для издательства это было довольно выгодно», - объяснил свой интерес Шумаков.

Директор арт-салона "Золотой век" не сообщил Васильеву, что продавцом картины выступала Баснер, он не знал, кто является собственником полотна. Говорил лишь о том, что «В ресторане» — это «работа со стены», то есть из первых рук, «из одной известной хорошей петербургской коллекции».

«В такой среде не принято сообщать что, кто, где, как и у кого приобретает. Информация не секретная. Но в некоторых домах находятся коллекции стоимостью в десятки, если не сотни миллионов. Нежелательно, чтобы все об этом знали», - объяснил свидетель.

Однако ему пришлось посвятить Васильева в детали, когда выяснилось, что полотно авангардиста Григорьева ненастоящее. Это произошло весной 2011 года, когда картина выставлялась в Москве. «Васильев был очень недоволен. Он сказал, что если бы знал, что продавцом выступает Баснер, то никогда бы не купил картину», - заявил Шумаков.

В ходе судебного процесса выяснилось, что через Шумакова Баснер продала еще одно полотно - «Пробуждение» художника-модерниста Николая Калмакова. Сделка состоялась примерно в конце ноября — начале декабря 2009 года. Все происходило ровно по той же схеме, что и в случае с «В ресторане». Только работа Калмакова была оценена в 150 тыс. (долларов или евро, свидетель не помнит). При этом было указано, что картина Калмакова из той же коллекции, что и произведение Григорьева.

Узнав, что приобретенное им полотно «В ресторане» является подделкой, коллекционер Васильев засомневался и в подлинности «Пробуждения». Вот только выяснилось, что, когда Шумаков давал показания следствию, он предпочел не упоминать о сделке по Калмакову. Свидетель пояснил, что тем самым он защищался от возможных претензий со стороны Васильева. «Не оглашение факта участия в сделке по Калмакову для меня было в определенной мере защитой от следующего иска со стороны Васильева», - заявил Шумаков.

«Так, а на настоящем судебном заседании вы в полном объеме рассказываете обстоятельства вашего общения с Баснер или в целях неких негативных последствий для себя не рассказываете каких-то моментов?» - поинтересовался прокурор Артем Лытаев. «Я рассказываю то, что вы меня спрашиваете», - ответил свидетель.

Шумаков давал показания около трех часов. За этот период Елена Баснер практически не проронила ни слова. От общения с представителями прессы искусствовед отказалась. Не хотел комментировать ход процесса и коллекционер Андрей Васильев. Но все-таки он нашел несколько слов. Васильев подтвердил: если бы он знал, что в сделке принимает участие Баснер, то не стал бы покупать картину «В ресторане». "Если бы я знал, что она (Баснер) принимает участие во всем этом негодяйстве, то я бы убежал на другой конец города", — рассказал он журналистам. Кроме этого, Васильев выразил полную уверенность в том, что и другое приобретение — "Пробуждение" Николая Калмакова — также является фальшивкой. "Этому есть масса доказательств. Считаю, что это высокопрофессионально изготовленная подделка. Ее изготовили люди, имеющие отношение к реставрации", — заявил Васильев.

Ясно, что без показаний второго свидетеля, жителя Таллина Михаила Аронсона, определить виновного не получится. Биография Аронсона, а в СМИ сообщалось, что он несколько раз сидел в тюрьме, не очень состыкуется со словами о том, что картины, оказавшиеся подделками, происходят из «известной петербургской коллекции».