Posted 10 марта 2015,, 18:12

Published 10 марта 2015,, 18:12

Modified 31 марта, 09:04

Updated 31 марта, 09:04

Крым приходит в школы

10 марта 2015, 18:12
Минобрнауки рекомендовало школам провести уроки, посвященные присоединению Крыма. У некоторых экспертов это вызывает ассоциации с советским прошлым - занятия по политинформации снова в моде.

Минобрнауки рекомендовало школам провести уроки, посвященные годовщине присоединения Крыма к России. Если пожелания чиновников будут услышаны в учебных заведениях, то преподаватели расскажут детям об истории полуострова, начиная с древних времен. В частности, Минобрнауки просит сообщить школьникам о судьбе Крыма в период Османских войн, вхождении в состав России в 1783 году, истории Крымской войны. Кроме этого, особое внимание должно быть уделено роли полуострова в Великой Отечественной войне и референдуму 2014 года, после которого эта территория стала частью России.

Такие классные часы становятся традицей. Год назад во всех российских школах прошла серия аналогичных уроков под названием «Мы вместе». О Крыме детям рассказывали учителя, а порой - высокопоставленные чиновники и депутаты от «Единой России». Выступающие не стеснялись в выражениях.

К примеру, спикер ЗакСа Вячеслав Макаров приехал в одну из петербургских школ с лекцией об американцах, поляках и французах, которые "решили воспользоваться ситуацией на Украине и расширить блок НАТО". «Мы удержали Украину своими действиями в Крыму от гражданской войны», - заявил тогда старшеклассникам депутат, подчеркнув, что «никогда бы Крым и Севастополь не согласились стать бандеровскими».

Такие занятия проходили в форме открытого урока, то есть посещать их было не обязательно. Однако учителя и родители признавались, что в большинстве учебных заведений школьников заставляли ходить на лекции в принудительном порядке. Одна из педагогов рассказала, что многие ученики в ее классе откровенно скучали на этом уроке.

Ее слова подтверждает реакция школьников на выступление Макарова — к самой лекции они особого любопытства не проявляли. Ребят волновало только одно: смогут ли они поступить в вузы, учитывая информацию о льготах для абитуриентов из Крыма, которая тогда была обнародована правительством.

Опрошенные «Росбалтом» эксперты к инициативе Минобрнауки отнеслись спокойно. Так, основатель классической гимназии №610 Лев Лурье отметил, что учителя обязаны рассказывать детям о всех важных исторических событиях. «И либерал, и сторонник духовных скреп не имеет права что-то утаивать от школьников. Вопрос в том, будут ли на уроке во всем многообразии представлены факты или же занятие будет представлять из себя проповедь - каждая школьная администрация выбирает свой путь, как рассказывать о Крыме», - добавил он.

По словам профессора СПбГУ Никиты Ломагина, хороший преподаватель не должен допустить, чтобы такой урок превратился в пропаганду. «Я уверен, что до старшеклассников полезно донести позицию президента и его оппонентов. Правда, они и так их знают. Школьники в течение года получали огромный поток всего того, что связано с Крымом. Разве что урок еще раз подытожит все события, которые связывали Крым и Российскую империю», - заметил собеседник издания.

Как считает руководитель департамента истории Высшей школы экономики (ВШЭ) Александр Семенов, если урок будет построен правильно, то он покажет, как исторически складывались границы в этом регионе и как они формировались в результате соперничества разных исторических империй – Греческой, Римской, Византийской, Османской и Российской.

«Это позволит задуматься над преобладающими в тот или иной период истории тенденциями в политике, в воззрениях на то, что легитимно и справедливо», - отметил Семенов. При этом он предположил, что учителя смогут избежать открытой пропаганды. «Я бы не стал снисходительно относиться к школьным учителям истории. Наша средняя школа проходит через кризис, но все равно справляется с поставленными задачами», - уверен историк.

Куда более резкую оценку предстоящим мероприятиям и уровню учителей дал доцент кафедры политической психологии СПбГУ Александр Конфисахор. По его мнению, предстоящий урок будет проходить в формате занятия по политинформации. «Это будет очень плохой урок. К сожалению, указания, навязанные сверху, будут формально исполнены, а для ребят с альтернативной точкой зрения, боюсь, будут не самые лучшие последствия: как со стороны учителей, так и со стороны сверстников», - сказал эксперт.

Петр Трунков