Posted 16 марта 2015,, 18:12

Published 16 марта 2015,, 18:12

Modified 31 марта, 08:59

Updated 31 марта, 08:59

Кризис проехался по Ford

16 марта 2015, 18:12
Профсоюзы завода Ford Sollers во Всеволожске устроили забастовку, а завод Nissan в промзоне Каменка приостановил работу до конца марта. Эксперты уверены, что в кризисной ситуации сотрудникам будет непросто отстоять свои права.

Два профсоюза завода Ford Sollers во Всеволожске устроили забастовку. Рабочие требуют увеличения компенсаций в случае сокращения, роста окладов и оплату во время простоя производства. В то же время завод Nissan, находящийся в промзоне Каменка, приостановил работу до конца марта. Эксперты, опрошенные «Росбалтом», уверены, что ситуация на крупных автомобильных предприятиях сейчас кризисная — сотрудникам будет очень непросто отстоять свои права.

Бессрочная забастовка на всеволожском заводе Ford Sollers началась утром в понедельник. Ее поддержали 10% рабочих, то есть примерно 150 человек. При этом акция объединила членов двух профсоюзов предприятия, членами которых является примерно половина сотрудников завода. В первичной профсоюзной организации (ППО) «Форд» насчитывается около 650 представителей, а в заводском комитете Межрегионального профсоюза «Рабочая ассоциация» (МПРА) - 108 человек. Всего на областном Ford Sollers работают полторы тысячи человек.

Между тем у профсоюзов не было цели вывести на забастовку как можно больше рабочих. Как рассказал «Росбалту» представитель МПРА Игорь Темченко, в стачке были задействованы только «ключевые бригады». Это сделано для того, чтобы при минимуме человеческих затрат был нанесен максимальный экономический ущерб предприятию. По его словам, утром на заводе полностью был остановлен цех сварки модели Focus, сборка моделей Mondeo выполнялась, но только на одну седьмую от заявленного плана. Причиной забастовки стал кризис.

В 2014 году по соглашению сторон с автозавода в Ленобласти уволили 700 человек. На предприятии работает только одна смена и лишь четыре дня в неделю. Ходят слухи, что с лета смены станут трехдневными. Не добавляет оптимизма «фордовцам» и постоянные приостановки в работе: в период с 7 по 15 апреля, а потом с 21 апреля по 8 июня производство автомобилей прекращали. Еще одна приостановка случилась уже в 2015 году — каникулы на предприятии были продлены до 19 января.

В связи с этим ППО «Форд» и МПРА добиваются подписания нового коллективного договора. В частности, рабочие требуют компенсации при сокращении в размере от 4 до 18 зарплат в зависимости от стажа, повышения зарплаты на уровень инфляции, а также оплаты простоя в размере среднего оклада.

Как раз в понедельник состоялся очередной раунд переговоров по поводу этого соглашения между руководством и работниками. Однако, по словам вице-президента по коммуникациям и связям с общественностью Ford Sollers Елизаветы Новиковой, на собрании вопрос забастовки не обсуждался. При этом она опровергла заявления профсоюзов об ущербе, нанесенном стачкой. «Мы подменяем работников, у некоторых увеличивается объем работы, но забастовка никак не сказалась на объеме производства. Разве что компания сэкономит на зарплатах участников забастовки», - сказала Новикова. В свою очередь требования бастующих представитель компании назвала желанием добиться «золотых парашютов».

Между тем на забастовку тут же отреагировала Всеволожская прокуратура. В ведомстве напомнили, что «лица, принуждающие работников к участию или отказу от участия в забастовке, несут дисциплинарную, административную, уголовную ответственность». По итогам проверки прокуратура вынесла предостережение о недопустимости нарушений закона и довела его до ППО «Форд». При этом наблюдатели подчеркнули, что у прокуратуры скорее всего не найдется поводов придраться к профсоюзам. «Я верю, что люди, которые прошли не одну забастовку, и сейчас будут строго соблюдать закон. Иначе их действия закончатся ничем, а никто не будет просто так отдавать карты в руки администрации, нарушая требования законодательства», - отметила депутат ЗакСа Ирина Комолова.

Несмотря на то, что компания не признает ущерба от стачки, рабочие продолжат бастовать и во вторник. В этот же день состоится очередная встреча с руководством.

По словам Игоря Темченко, «любая забастовка приносит результаты». К тому же, у рабочих есть опыт длительных акций — в ноябре 2007 года они не выходили на работу в течение месяца. Немаловажно, что Ford Sollers сейчас остро необходимы рабочие на сборке Ford Mondeo – выход обновленной модели уже анонсирован на 2015 год. Это еще один аргумент в пользу того, что профсоюзы автозавода могут быть услышаны, считает Темченко.

«Я думаю, кое-чего добиться можно. Наверное, они слегка переборщили по требованиям. Но таковы правила торговли. К тому же, на предприятиях автопрома профсоюзные группы исторически активны и хорошо организованы», - отметила Ирина Комолова.

Но напряженная ситуация наблюдается не только на предприятии в Всеволожске. Когда сотрудники Ford Sollers начали акцию, их коллеги, работающие на заводе Nissan в промзоне Каменка, узнали, что могут оставаться дома. Предприятие, на котором они трудятся, временно закрыто до конца марта. Из-за кризиса столкнулся с проблемами и завод General Motors: чтобы свести к минимуму издержки и сохранить работников, с 23 марта по 15 мая работа на нем также будет приостановлена.

«Улучшения невозможны без вмешательства государства в виде субсидий и налоговых послаблений. Пока же у автопрома в регионе очень серьезные проблемы — ситуация кризисная, а дна мы еще не достигли», - пессимистично прокомментировал происходящее депутат областного ЗакСа и лидер МПРА Алексей Этманов. «Совсем плохим положение будет, когда россияне не смогут в принципе покупать автомобили. Сейчас как минимум необходимо стабилизировать цены», - заявил руководитель Петербургского городского и Ленинградского областного общества автомобилистов Валерий Солдунов. По его словам, стоимость комплектующих, которые везутся из-за границы, порой меняется в течение дня. «Да, ситуация неважная, но, если интересы государства не идут вразрез с интересами людей, которые в том числе хотят работать, то поправимая», - добавил он.

Впрочем, пока экономические показатели повода для оптимизма не прибавляют. По данным Ассоциации европейского бизнеса, опубликованным в начале месяца, в феврале продажи легковых автомобилей в России упали на 37,9% по сравнению с февралем 2014 года. В январе машины так же покупали мало — на 24,4% меньше, чем годом ранее. Прогноз на весь год тоже нерадужный: ассоциация считает, что российский авторынок к концу декабря потеряет 24%.

Стоит отметить, что отток интереса россиян к новым автомобилям особенно ощутили в Ford – модели этой компании в феврале покупали на 77,8% реже, чем в феврале прошлого года. Именно поэтому во вторник забастовка обязательно продолжится.

Петр Трунков