Posted 17 марта 2015,, 17:55
Published 17 марта 2015,, 17:55
Modified 31 марта, 08:58
Updated 31 марта, 08:58
Бизнес Северо-Запада в сфере промышленного производства переживает не лучшие времена. При этом малые и средние предприятия не ждут помощи от государства. Это на Западе они составляют основу экономики. В России же ставка продолжает делаться на монополии. Существуют разные оценки того, какую все-таки долю в российском ВВП занимает малый и средний бизнес. Одни аналитики говорят о 10%, другие о 30%. Но все сходятся на том, что было бы замечательно к 2020 году довести этот показатель до 65%-70%.
Считается, что в Петербурге, Ленинградской области и в соседней Карелии самая высокая концентрация этих самых "малышей" и "середнячков". Власти Петербурга традиционно заявляют, что количество субъектов малого и среднего предпринимательства в городе увеличивается. В 2013 году таких компаний насчитывалось порядка 360 тыс., в 2014 году - более 380 тыс. Естественно, значительная часть этих фирм — более 40% - работает в сфере торговли и услуг. Непосредственно производством занимаются менее 10% компаний. Скорее всего, в 2015 году поступательный рост прекратится. Запускать собственное производство в период кризиса решаются не все. Кто-то и вовсе выходит из игры.
Так, на интересную тенденцию обращает внимание директор агентства "Бизнес на продажу" Юрий Якимов. С наступлением непростой экономической ситуации количество предложений по продаже готового малого бизнеса, например, салонов красоты или автомоек, сократилось. Зато предложений по среднему бизнесу - по продаже деревообрабатывающих, мебельных производств или аграрных комплексов - выросло. Решение распрощаться с предприятием, которое имеет хороший задел, как считает эксперт, принимается именно из-за кризисных явлений в экономике. Все-таки исходные материалы для отечественных производств привозят в большинстве своем из-за рубежа. Стоимость их увеличилась, поток клиентов сократился. Поэтому неудивительно, что частник делает выбор в пользу того, чтобы продать дело.
Но как отмечает Якимов, растет и количество покупателей. Приобретение реально действующего производства многие расценивают как инвестиции в посткризисное будущее. Владелец иностранной валюты может сегодня с выгодой для себя приобрести и лесопилку, и линию по производству мебели. Купить готовое производство можно в два раза дешевле, чем несколько месяцев назад.
Типичным примером среднего бизнеса промпроизводства является деревообработка, изготовление мебели, дверей и окон, сборных строений из дерева. Компаний, изготовляющих окна, в Петербурге насчитывается более 250. Продавцов еще больше — до трех тысяч. Конкуренция на рынке очень острая. Испытание на прочность кризисом выдерживают не все.
По оценке директора компании «Мастер Столяр», которая специализируется на производстве деревянных окон, Андрея Ефременко, рынок просел примерно на 30-40%. «Находимся на грани выживания», - так охарактеризовал он текущую ситуацию. Количество покупателей окон значительно снизилось. «Люди выжидают, смотрят. Они думают: а зачем мне окно покупать, если завтра на еду денег может не хватить? Ожидание кризиса — страшнее самого кризиса. Мы же пока тянем свою лямку: ни убытка, ни прибыли. Единственная стратегия выживания в кризис — экономия. Снижение расходов на тот же транспорт. Прежде чем куда-нибудь машину послать, лишний раз подумаешь», - говорит Ефременко.
Участник рынка отмечает, что «оконный» бизнес имеет свою специфику. Например, в декабре, когда россияне, испугавшись повышения цен, стали сметать с полок супермаркетов бытовую технику, они заглядывали и в магазины, специализирующиеся на продаже окон.
«Таких людей было немного, но они были. Приходили, выкладывали деньги, говорили о 100% оплате. Но существует ведь и срок изготовления. Условно говоря, месяц. Деревянные окна — это уже роскошь. Можно ведь и пластиковые поставить. Сразу купить окно не получится», - вспоминает декабрьские события Ефременко.
При этом он отмечает, что кризис кризису рознь. Например, в 90-е годы было огромное количество неотремонтированных домов, квартир. "Шальные деньги" дали старт массовому ремонту. Спрос на оконную продукцию, двери был чрезвычайно высок. На этом фоне кризис 1998 года был пройден практически безболезненно. А вот в 2009 году без потерь не обошлось. Обороты упали примерно на 70%. На исправление ситуации ушло более года.
Генеральный директор «Окон от природы» Сергей Андреев также констатирует, что на рынке чувствуется снижение. У ряда производственных компаний возникли проблемы с платежеспособностью, есть и те, кто был вынужден приостановить деятельность - у них нет возможности заплатить за материалы, за комплектующие, выплачивать зарплату сотрудникам. При этом специалист считает, что полноценный кризис еще не наступил. По его мнению, можно надеется на то, что ситуация начнет выправляться лишь месяца через три. Летом у продавцов окон все-таки должен стартовать высокий сезон.
Стремительное падение курса рубля не могло не сказаться на деятельности изготовителей окон. Например, отдельные поставщики бруса приняли решения продать его заграницу за евро: продавать брус отечественным производителям за рубли им стало невыгодно. Поэтому сейчас перебои с поставками сырья — большая проблема для всех «оконщиков».
Говорить о том, что в ближайший год компании начнут модернизировать свой производственный комплекс, также не приходится. Оборудование, на котором изготавливают окна, на 99%, является иностранным. Но в данном случае речь не идет о пресловутых санкциях и импортозамещении. Получить станки можно без каких-либо проблем. Другое дело, что стоимость их увеличилась. Средства, которые бы можно было вложить в усовершенствование парка, отсутствуют.
Естественно, что происходит сокращение персонала.
«Кто-то перешел на укороченную неделю, у кого-то есть дни, когда люди не работают. Таких предприятий много. Приезжаешь на завод и видишь, что он стоит. Спрашиваешь, мол, как так? Тебе отвечают, что в понедельник и вторник они стоят, а в среду работают», - описывает ситуацию Андреев.
Представители среднего бизнеса в сфере производства мебели также далеки от оптимизма.