Posted 18 марта 2015,, 20:25

Published 18 марта 2015,, 20:25

Modified 31 марта, 08:56

Updated 31 марта, 08:56

"Крым наш": от студента до Пророка

18 марта 2015, 20:25
В разгар митинга, посвященного Крыму, в толпе возникли мужчины с нашивками "Имперский легион". "Наши, Новороссия", — умилилась какая-то бабушка. На одном из стягов был нарисован Христос с надписью "За веру, царя и святую триединую Русь".

В Петербурге прошел многотысячный митинг в честь годовщины присоединения полуострова Крым к России. Однако почти все пришедшие оказались бюджетниками или студентами. Горожане вспомнили события прошлого марта без особых восторгов и начали покидать акцию сразу после того, как прозвучал российский гимн.

«Ты не можешь поднять повыше?» - попросил молодой человек своего друга, тянувшего вверх листок с написанной от руки аббревиатурой СПбГАСУ. Судя по обратной стороне, импровизированная табличка раньше была титульным листом какого-то доклада.

Студенты стояли у метро «Невский проспект» и ждали других представителей своего вуза. Рядом с ними образовалось еще множество подобных групп, готовящихся двинуться в сторону Конюшенной площади, где должен был состояться митинг-концерт в честь присоединения Крыма к России. Кто-то был с флагами организаций, кто-то и вовсе без всяких "опознавательных" знаков. Люди сбивались в кучки, ожидая «своих». Очевидно, выдвигаться на акцию можно было только в полном составе. «Идем, гуляем, а ведь должны были еще в это время работать», - усмехнулась какая-то прохожая. Акция начиналась в пять вечера, поэтому многим явно разрешили уйти с работы пораньше.

Давно не секрет, что провластные митинги в основном посещают работники бюджетных организаций, пенсионеры, студенты и гастарбайтеры. Сообщения о разнарядке появляются перед каждым крупным мероприятием, но власти упорно продолжают отрицать принуждение. Вот и в этот раз СМИ узнали о том, что вузам и прочим бюджетным организациям ставят задачу привести на митинг определенное число людей. «Мы вот очень хорошо организовались, в отличие от других, не опаздываем», - довольно сообщила женщина своим коллегам, пока они ждали начала акции недалеко от Спаса-на-Крови.

Однако какие-то уроки из прошлого власти все же извлекают. Например, перестали выдавать пришедшим одинаковые плакаты. В этот раз на Конюшенной площади транспарантов вообще было мало. Лишь несколько растяжек с шаблонными надписями вроде «Крым – это Россия». Не обошлось и без листовок «Путин. Крым. Россия».

Люди рассредоточились группками по площади, и опознать принадлежность к какой-то организации, не спросив об этом, было нельзя. Но никто не делал из этого секрета. В одной из кучек толпились представители МО «Екатерингофский», в другой – работники администрации Курортного района, в третьей – члены ветеранской организации Фрунзенского района. Были и сотрудники театров, детских домов, психоневрологических диспансеров, а также воспитанники коррекционной школы-интерната для детей с отклонениями в развитии.

И только одна женщина, тоже стоявшая в группе с коллегами, возмутилась вопросу «От какой вы организации?» «Что это значит? Я сама по себе», - гордо заявила она. А группа молодых людей вдалеке от сцены вообще сначала не смогла сказать, кого они представляют. Пришлось уточнить у старшего. Оказалось – объединение подростково-молодежных клубов Центрального района «Перспектива». «Но вообще у нас просто в качалке спросили, не сходим ли», - пояснил один из парней.

У сцены на площади расположились самые активные участники акции – представители Общероссийского народного фронта (ОНФ), Национального освободительного движения (НОД), Трудовой партии России, ДОСААФ и различных профсоюзов. У них было множество флагов и опознавательных знаков. В толпе также мелькали стяги парламентских партий – «Единой России», КПРФ, ЛДПР и «эсеров». Флаги были у студентов Технологического института, СПГУТД, СПбГЭУ, СЗИУ РАНХиГС и других вузов. Но те предусмотрительно предпочли меланхолично махать ими подальше от сцены. Вскоре стало понятно – почему.

Митинг начался с краткого пересказа событий марта прошлого года. Государственный переворот на Украине, референдум… «И вот историческое воссоединение состоялось!» - раздалось из колонок. Потом заиграл российский гимн. Стоило отзвучать его последним аккордам, как пришедшие начали расходиться. «Самое главное - митинг открыли. А закрыть и без нас закроют», - уверенно заявила одна женщина, устремившаяся в сторону метро. «Республика Крым, - растерянно повторила какая-то девушка за ведущим. – Так Крым – это республика?». Студенты и представители различных организаций бодро скручивали стяги и удалялись. Позже полиция скажет, что на Конюшенную площадь пришли 35 тыс. митингующих, но даже в самом начале толпа вряд ли составляла и половину от этого количества.

Со сцены тем временем неслись патриотические речи. «Путин – это счастье России», - заявил один из выступающих. Имена спикеров вряд ли кому-то что-то говорили, к тому же городская власть почему-то проигнорировала мероприятие. Ни губернатор или его замы, ни представители парламента на сцену не вышли. Впрочем, их вряд ли стали бы слушать. Пришедшие в основном говорили о своем и смотрели по сторонам без интереса. Радости и воодушевления на большинстве лиц не наблюдалось. Пару раз толпа вяло выкрикнула «ура». «Ряды редеют», - усмехнулась одна из пришедших, когда площадь наполовину опустела уже через полчаса после начала митинга. Несколько оживило собравшихся появление на сцене Михаила Боярского, но тот спел всего одну песню. Потом потянулась вереница выступлений творческих коллективов.

В толпе неожиданно возникли несколько мужчин в камуфляже с орденами и нашивками «Имперский легион». «Наши, Новороссия», - умилилась какая-то бабушка. Мужчины начали позировать с флагом под аплодисменты окружающих. На одном из стягов был нарисован Христос с надписью "За веру, царя и святую триединую Русь".

Усатый ополченец показал на нашивку в виде желтой полосы у себя на груди. «Ничего не говорит, да? Печально. Это тяжелое ранение», - заявил он и представился действующим командиром роты «Имперского легиона» с позывным Пророк. Оказалось, пришедшие на митинг бойцы были раненными в боях за Новороссию добровольцами из Петербурга. «У меня перебито плечо. Но как только я встану на ноги – я туда вернусь. Мне как военному понятно, что, пока мы не раздавим гадину в ее логове, ничего не получится. Поэтому надо идти в Брюссель и давить их, как гнид, чтобы они лопнули, щелкнули и забрызгали своей слизью все вокруг. Мы свернем шею этому фашизму, потому что все началось оттуда», - пригрозил Европе Пророк.

К этому моменту у сцены казачьи пляски смотрели только самые стойкие – пара сотен человек из ОНФ и НОД, да несколько зевак.

Группка женщин стояла в стороне и курила. «Думаю, пора дергать. Наши уже все собрались», - отметила одна из них. Примерно 30 человек двинулись на поиски автобуса, который должен был отвезти их куда-то в пригород. По дороге они обсуждали, кто из них когда дежурит и пел ли Боярский под фонограмму. Группа подошла к Дворцовой площади. «Девочки, все сюда!» - крикнула женщина, стоявшая у зеленого экскурсионного автобуса. Все начали поспешно забираться в салон.

Софья Мохова