Posted 20 марта 2015,, 04:10

Published 20 марта 2015,, 04:10

Modified 31 марта, 08:54

Updated 31 марта, 08:54

Синдром Спаллетти

20 марта 2015, 04:10
«Зенит» показал крайне невразумительную игру в ответном матче с итальянским «Торино». Виллаш-Боаш использовал модель Спаллетти и ушел в глухую оборону. Встреча тренера соперников с бывшим наставником петербуржцев прошла не зря.

Петербургский «Зенит» показал крайне невразумительную игру в ответном матче с итальянским «Торино». Желтые карточки за затяжку времени вратарю, пятый защитник в конце встречи и ноль ударов в створ ворот соперника - сине-бело-голубые как могли отбивались от середняка чемпионата Италии. Результат - поражение со счетом 0:1. Однако по сумме двух матчей зенитовцы все-таки проходят в четвертьфинал Лиги Европы.

Как известно, петербургские болельщики бережно относятся к традициям — к примеру, до сих пор поют в гимне, что «Зенит» способен обыграть «Гамбург» и «Рапид», а в одной из своих песен в довольно агрессивном ключе сообщают, что у московского «Торпедо» нет ни единого шанса что-то противопоставить сине-бело-голубым. Никто не способен убедить фанатов, что сравнения «Зенита» с этими некогда грозными, а сейчас откровенно слабыми командами жутко устарели: клуб уже несколько лет подряд заявляет совсем другие цели — стать серьезной силой в европейском футболе, бороться за победу в Лиге чемпионов. Значит, и в кричалках надо подбирать более именитых раздражителей.

Матч с девятой командой чемпионата Италии «Торино» показал, что, возможно, фанаты оценивают силы «Зенита» достаточно трезво.

Первая встреча в Петербурге закончилась с комфортным для хозяев счетом 2:0, а значит, в ответной игре футболисты могли спокойно ловить соперника на контратаках или просто сыграть в атакующий футбол для своего удовольствия — не просто же так на поле матч за матчем выходит мощная "многомиллионная" линия атаки. Однако главный тренер «Зенита» Андре Виллаш-Боаш решил по-другому и ушел в глухую оборону. Раньше такую модель во всех гостевых играх выбирал предшественник португальца Лучано Спаллетти. Каждый раз для «Зенита» это заканчивалось печальными поражениями или вымученными ничейными результатами.

Причем оборона по Боашу приняла какие-то совсем болезненные формы. В это трудно поверить, но сине-бело-голубые начали тянуть время в самом начале игры, еще на 12 минуте. Все оборонительные игроки команды под свист трибун устроили трехминутную перепасовку друг с другом в центральном круге, отдавая передачи либо поперек поля, либо назад. Пару раз за короткий отрезок времени зенитовцы подключили к розыгрышу вратаря Юрия Лодыгина, а потом, не глядя, Эсекиэль Гарай вынес мяч вперед.

При этом голкипер старался больше остальных. Согласно тренерскому замыслу, Лодыгин должен был убивать время любым способом. Всех раздражает, но ничего не поделать: если команда заинтересована в сохранении счета, вратари превращают удар от ворот в длительную процедуру. Недостаточно просто выбить или отдать пас, нужно еще и траву подготовить, и мяч правильно установить, и разбег рассчитать. В одном из моментов форвард итальянцев Фабио Куальярелла, чтобы сохранить лишнюю минуту, сам положил мяч перед Лодыгиным, пока тот ходил за воротами.

Однако российский вратарь не ограничился стандартными приемами — в середине второго тайма он, к примеру, немного пожонглировал мячом, протянув секунд сорок. В общем, уже на 57 минуте после очередной паузы, которую сделал Лодыгин, он получил желтую карточку, хотя обычно подобное предупреждение, если и выносится, то значительно позже.

А вот итальянцы, наоборот, сыграли в крайне атакующей манере, действуя довольно безрассудно и агрессивно, постоянно споря с судьями и провоцируя петербуржцев. Это довольно сильно завело игроков. В пользу «Торино» играла и атмосфера на стадионе: чуть ли не впервые в сезоне болельщики «Зенита» не смогли заглушить фанатов другой команды.

Что касается самой игры, то оба крайних защитника - Кристиан Молинаро и — особенно — Маттео Дармиан, - скорее, выступали в роли форвардов, постоянно проникая в штрафную «Зенита» или делая навесы; так же пару раз сходили в атаку игроки центра обороны. Во втором тайме полузащитник туринцев Омар Эль-Каддури даже позволил себе сделать редко применяемый в играх финт Зидана. Что говорить, если под конец встречи у «Торино» на поле играли четыре нападающих, хотя в современном футболе принято выпускать только одного форварда. Это можно сравнить с тактикой, используемой в хоккее, когда тренер в конце игры меняет вратаря на шестого полевого игрока. Чуть ли не в ста случаях из ста подобное решение не помогает — соперник отправляет шайбу в пустые ворота.

Вот и «Зенит» должен был забить. Однако он угрожать туринцам не собирался, отказываясь использовать зоны, оставленные соперником. К тому же вместо свежих атакующих игроков Виллаш-Боаш выпустил пятого центрального защитника. Картина была довольно сюрреалистичной — так же тяжело представить лидера Серии А «Ювентус», нервничающим под напором «Кубани» или «Терека». «В атаке нам не удалось показать того уровня, на который мы способны. Мы удерживали счет», - сказал после встречи Боаш. Петербуржцам впервые в сезоне за матч не удалось нанести ни одного удара в створ ворот.

А вот итальянцы били вовсю: опасные штрафные чередовались с угловыми, как минимум трижды игроки наносили удары в упор - однако Юрий Лодыгин в блестящем стиле опасность отводил. На счастье зенитовцев гол в их ворота пришел только на 90-й минуте. Правда, в самом начале компенсированного времени матч мог перейти в овертайм, что было бы и по словам главного тренера «Торино» Джампьеро Вентуры, и по логике игры, справедливо. «Зенит» спас Николас Ломбертс. Бельгиец остановил мяч на линии ворот, когда Юрий Лодыгин уже был отыгран.

Как известно, перед первой встречей Вентура встречался с Лучано Спаллетти и расспросил, чего ждать от «Зенита». Судя по игре, советы оказались весьма кстати. Кажется, что и Боашу надо переговорить со своим предшественником. Уволенный итальянец как минимум напомнит, к чему приводит ставка на оборону по-петербургски. Это бы помогло тренеру «Зенита» правильнее расставить приоритеты в следующем раунде еврокубка.

Петр Трунков