Posted 26 марта 2015,, 15:15

Published 26 марта 2015,, 15:15

Modified 31 марта, 08:49

Updated 31 марта, 08:49

Наказание для "уважаемых хулиганов"

26 марта 2015, 15:15
Уголовное законодательство в части борьбы с дорожным хамством нельзя назвать идеальным. Однако шанс довести дорожный конфликт до суда и наказать виновного есть.

Довести дорожный конфликт до суда и наказать виновного сложно, но можно. При этом уголовное законодательство в части борьбы с дорожным хамством нельзя назвать идеальным.

В автошколах ряда регионов для водителей-новичков начали читать курс психологической подготовки. Считается, что таким образом можно будет хоть как-то приостановить вал конфликтов на дорогах. Информация о случаях немотивированной агрессии и на федеральных трассах, и на городских улицах действительно приходит практически каждый день: здесь кого-то решили наказать, проткнув колеса или разбив лобовое стекло, там случился мордобой, а где-то вообще дошло до перестрелки. Многие люди не приучены решать споры цивилизованно.

От дорожных хамов, как показывает практика, не защищены и депутаты Госдумы. Вспомнить хотя бы избиение Романа Худякова, случившиеся в ходе дорожной разборки. После этого случая парламентарий еще больше укрепился в мысли о необходимости легализации короткоствольного оружия. Однако, как показывает практика, доказать неправоту хулигана можно и через суд — он пока худо-бедно, но работает.

Так, например, практически полтора года длилось судебное разбирательство с братьями Бесиком и Кобой Горделадзе, которые владеют в Петербурге сетью ресторанов грузинской кухни «Гурмания Project». В октябре 2013 братья, двигаясь на двух машинах по Большому проспекту Васильевского острова, блокировали автомобиль Toyota, на котором ехала глава информационного агентства «Росбалт». «Уважаемым людям» не понравились "московские номера" машины, а также стиль вождения Сергея Кулана, который управлял Toyota. Рестораторы решили устроить мордобой. Кулан был избит на глазах у прохожих.

В ноябре 2014 года братья Горделадзе были приговорены к шести месяцам исправительных работ условно. Также они должны были выплатить Кулану денежную компенсацию за моральный ущерб в 50 тыс. рублей.

Братья попытались оспорить это решение. В Василеостровский райсуд была подана апелляционная жалоба на приговор, вынесенный мировым судьей. Состоялся второй суд. Процесс растянулся еще на полгода. В итоге Коба Горделадзе на основании «Объявления амнистии в связи 20-летием Конституции РФ» был освобожден от наказания. При этом стоит учитывать, что, по сути, отправляя заявление на амнистию, человек соглашается с обвинением. Амнистия не является реабилитирующим основанием для прекращения уголовного дела. Наказание Бесику Горделадзе осталось неизменным - полгода исправительных работ условно.

К приговору, вынесенному братьям-рестораторам, можно относиться по-разному. Конечно, наказание можно назвать анекдотичным, но, с другой стороны, радует, что оно вообще есть. Ведь было понятно, что братья чрезвычайно не хотели, чтобы дело дошло до суда. Они были уверены в себе, воспринимали все случившееся как «ерунду», как нечто обыденное, несущественное, на что можно не обращать внимания. Довести дело до суда в современных реалиях — это большой успех.

Юристы отмечают, что в Уголовном кодексе нет такого понятия как дорожный конфликт. Все зависит от того, во что этот самый конфликт вылился. Побои — это одна статья, сломанный нос или пробитый череп — другая, отобранный у избитого телефон — третья.

Есть проблемы и с понятием «хулиганство». Эту статью вообще предлагали убрать из УК РФ. В ст. 213-й Уголовного кодекса осталось только два квалифицирующих состава – хулиганство с применением оружия и хулиганство из ксенофобских мотивов. Однако считается, что эта статья юридически нежизнеспособна и практически не применяется.

Можно найти понятие «хулиганство» и в Административном кодексе. Встречающаяся в КоАП фраза «из хулиганских побуждений» подразумевает под собой антиобщественные действия без отсутствия мотива или с мотивом надуманным. Найти мотив в дорожном конфликте труда не составляет. Виновный всегда может сослаться на то, что он не просто так ударил человека, а «учил его правилам вождения».

Судебные решения о возмещении морального вреда в России и вовсе начали принимать только с начала 90-х годов. И нельзя сказать, что компенсации виновными выплачиваются активно.

Адвокат коллегии адвокатов «Бонус» Дмитрий Федоров считает, что государственная политика в области правоохранительной деятельности сегодня такова, что за преступления небольшой и средней тяжести очень редко лишают свободы. А драка на дороге сегодня расценивается именно как нечто незначительное. При этом штрафы за подобные нарушения нельзя также назвать заоблачными. Они одинаковы и для нарушителя-коммерсанта, и для простого работяги. В Финляндии же, например, размер финансового наказания зависит от дохода провинившегося.

Интересно, что при этом, по словам представителей адвокатского сообщества, в мировые суды поступает все больше заявлений о побоях, причинении легкого вреда здоровью и истязаниях (дела частного обвинения). Но случаи на автодорогах стоят особняком, ведь в дорожных драках иногда просто невозможно понять, кто кого ударил. Сначала надо обратиться в полицию, чтобы установить личность драчуна, а уже потом идти в суд.

Причинение легкого вреда здоровью квалифицируется как преступление незначительной степени тяжести. Руку-ногу не сломали, не убили — так зачем же уголовное дело заводить да в тюрьму сажать? Такая правовая конструкция создана государством. Имеет место ситуация, при которой в колонию отправляют исключительно за тяжкие и особо тяжкие преступления. Другое дело, что от уличных конфликтов, дорожных драк никто не застрахован, а значит, никто не может быть уверен в том, что потенциальный обидчик окажется за решеткой.

В случае с «Росбалтом» хулиганы так и не оказались за решеткой, но, учитывая несовершенство законодательства, можно считать, что справедливость восторжествовала.