Posted 31 марта 2015,, 15:40

Published 31 марта 2015,, 15:40

Modified 31 марта, 08:44

Updated 31 марта, 08:44

Духовная жизнь Поднебесной

31 марта 2015, 15:40
В сентябре в Петербург приедут современные художники и писатели из Китая. У горожан появится уникальная возможность познакомиться с современной культурой Поднебесной.

В сентябре в Петербург приедут современные художники и писатели из Китая. У горожан появится уникальная возможность познакомиться с современной культурой Поднебесной, о которой многим практически ничего не известно.

Несмотря на то, что Китай является нашим близким соседом, представление о том, что представляет собой современная Поднебесная, у россиян довольно неполное и искаженное. Для большинства Китай по-прежнему является «всемирной фабрикой» или "сборочным цехом мира", обеспечивающим планету дешевым ширпотребом. Впрочем, в последнее десятилетие здесь наметились некоторые изменения. О банальном пошиве одежды или легкой сборке бытовой электроники речь уже не идет. Период копирования западных образцов постепенно остается в прошлом. Страна находится на острие научно-технического процесса, является одним из локомотивов мировой экономики. Здесь собирают самые быстрые поезда и строят самые высокие здания. Но при всем при том среднестатистический россиянин, спроси его о китайской культуре, политике, экономике, вряд ли назовет значительное количество имен. Он может вспомнить Конфуция и Лао-цзы, Мао Цзэдуна и Дэн Сяопина, особо сведущие, может быть, назовут еще и недавнего лауреата Нобелевской премии по литературе Мо Яня или «пекинского Энди Уорхола» Ай Вэйвэя. Знания о соседской стране с пятитысячелетней историей у нас достаточно скудные, что весьма непредусмотрительно.

Отчасти исправить эту ситуации должен «ХОП» - художественно-образовательный проект "Университетский фестиваль современной культуры Китая", который пройдет в Петербурге с 3 по 23 сентября 2015 года. Событие должно стать ключом к пониманию китайского менталитета. В рамках фестиваля петербуржцам покажут работы китайских художников, кинематографистов. Состоится встреча с китайскими писателями. Будет организована научная конференция.

По словам директора Института Конфуция СПбГУ Алексея Родионова, рядовой китаец знает о россиянах гораздо больше, чем жители РФ о представителях Поднебесной. В Китае переводят в 20 раз больше российских книг, чем в России китайских. В Поднебесной владеющих русским языком в 20 раз больше, чем специалистов по-китайскому в РФ. У какого-нибудь фабричного сборщика смартфона средний уровень знания истории и культуры своей страны выше, чем у рабочего-россиянина. Аналогично ситуация обстоит с китайской и российской интеллигенцией.

При этом деятелям культуры из страны, давшей миру бумагу и порох, по мнению Родионова, не очень стремятся к тому, чтобы о них узнали за рубежом.

«Китайским художникам, писателям по большому счету все равно, знают о них что-нибудь в России, или нет. У китайских писателей 1,5 млрд читателей. Что им до того, что у них прибавится еще 150 млн. Иностранная аудитория для китайской литературы, для китайского искусства очень ничтожна по сравнению со своим внутренним потребителем. Они могут об иностранцах вообще не думать. Мы же ничего не знаем о духовной жизни этих 1,5 млрд. А она существует. Мы думаем, что китайцы все время что-то собирают и шьют, но у них есть великая китайская мечта», - рассказал Родионов на круглом столе "Дни современного китайского искусства в Петербурге", организованном в рамках проекта «Петербургский авангард».

Куратор «ХОП» с российской стороны, директор музея современного искусства им. Дягилева, профессор факультета современных искусств и наук СпбГУ Татьяна Юрьва напомнила, что сегодня Китай является вторым после США рынком современного искусства. Во всяком случае, об этом говорят цены на работы мастеров из Поднебесной. По словам Юрьевой, у современных китайских художников как и у российских, есть принцип: если ты неизвестен в Нью-Йорке, то ты вообще не можешь считаться знаменитым. Так вот деятелей искусств Поднебесной знают в крупнейшем городе США гораздо лучше, чем наших. Отчасти китайцы даже стали лучшими учениками Запада.

«Они взяли от Америки даже больше чем мы. В чем-то они оказались энергичней, умнее. А когда они наступили Америке на пятки, то она ахнула и вздрогнула. Китайские художники — это уже имя, это уже известность. На американском континенте уже существует некая ревность к китайскому искусству. При этом китайцы завоевывают мир при полном отсутствии агрессии», - рассказала Юрьева.

Разумеется, китайские художники хотят посмотреть, что происходит в России. «Китайские художники говорят о том, что они безумно хотят в Россию. Не было ни одного человека, который бы мне сказал: "Знаете, мне и тут очень хорошо, в своем Китае". Мы просто не можем справиться с их огромным желанием к нам попасть. Они, конечно, знают Пушкина, Гоголя, Достоевского, но это немного. Мы для них тоже абсолютно новая страна», - считает Юрьева.

Стоит иметь в виду, что, фестиваль обещает стать более масштабным, чем традиционная Балтийская международная художественная биеннале (Baltic Biennale).

Фестиваль пройдет на площадках культурного центра «Лофт-проект Этажи», Санкт-Петербургского государственного университета, Института Конфуция. В Петербурге будут представлены работы 39 современных китайских художников. При этом анонсируется, что «академист» будет только один. Каждый автор представит на суд зрителей две работы.

Современный художественный Китай представят три региона — Пекин, Тайбэй и Гонконг. В Петербурге можно будет ознакомиться с произведениями Ли Си-ци, Чжуан-Пу, Тао Вэнь-юэ, Эдди Луи, Стефана Вонг Ло, Вонга Сау Чинга и др. С китайской стороны куратором выставки выступит профессор Пекинского университета Пэн Фэнэ.