Posted 1 апреля 2015,, 18:05

Published 1 апреля 2015,, 18:05

Modified 31 января, 03:36

Updated 31 января, 03:36

"Над евреями нависла угроза"

1 апреля 2015, 18:05
Иосиф Менделевич считается живой легендой. В 1970 году он пытался угнать самолет, чтобы эмигрировать из СССР. В интервью раввин рассказал о жизни в советские годы и о нынешних угрозах со стороны США.

Иосиф Менделевич считается живой легендой. Он один из участников так называемой «Операции «Свадьба», которая завершилась «Ленинградским самолетным делом». Тогда в июне 1970 года группа советских евреев, которым отказали в выезде в Израиль, решила захватить пассажирский самолет. Операция получила название «Свадьба», так как по легенде все ее участники летели за границу на свадьбу к своим еврейским родственникам. План был простой: заставить пилотов повернуть на Стокгольм, приземлиться в шведской столице, дать пресс-конференцию, на которой и поведать миру о трудностях жизни евреев в СССР и отсутствии возможности свободно эмигрировать в Израиль. После этого отказников-радикалов должна была ждать земля обетованная.

Но угнать самолет так и не получилось. В ночь с 14 на 15 июня евреи были задержаны на аэродроме города Приморска Ленинградской области буквально у трапа самолета. На скамье подсудимых оказались 16 человек.

После ареста последовали десять лет советской тюрьмы и долгожданная эмиграция в Израиль. Там Менделевич обзавелся семьей, стал многодетным отцом и раввином. Долгое время он возглавлял Сионистский форум — крупнейшую организацию Израиля, которая объединяла русскоязычных репатриантов.

О том, как рижский комсомолец, не знавший, когда празднуется еврейский Новый год, пришел к попытке захвата самолета ради эмиграции в Израиль, а также об угрозах со стороны исламского мира и США, Менделевич рассказал в интервью «Росбалту».

- Иосиф Мозусович, было ведь время, когда вы являлись рижским комсомольцем, который даже представления не имел, когда именно отмечается еврейский Новый год. Что должно было щелкнуть в голове у советского еврея, чтобы он решил увлечься идеями сионизма? Наверняка ведь были какие-то ключевые моменты, которые и перевернули вашу жизнь?

– Важным событием, которое дало толчок переосмыслению происходящего, стал арест моего отца по ложному обвинению. Это произошло в 1956 году, мне было всего 9 лет. Его обвинили в том, что он торговал продуктами браконьеров в государственном магазине. Через год с лишним его оправдали. Пребывание отца в тюрьме причинило огромные страдания моей семье. Вскоре умерла мама. Маленький девятилетний мальчик, конечно, еще не может принимать серьезные решения. Но появилось понимание, что ты не такой, как все, что у тебя печальная судьба, потому что ты еврей.

Потом начались знаменитые процессы. Евреев обвиняли в том, что они несут ответственность за тяжелое экономическое положение Советского Союза. Все это тоже оказывало свое влияние, но при этом я продолжал оставаться пионером, комсомольцем.

Важный момент в моей жизни — шестнадцатилетие. Я решил помогать семье, больному отцу и устроился на завод. Вечером же учился в школе рабочей молодежи. Там я встретился с еврейскими ребятами. Они были не в такой мере ассимилированы, как я. В школе я впервые познакомился с самиздатом, который был посвящен вопросам антисемитизма, ущемления национальных прав евреев.

С этими ребятами я впервые и пошел в синагогу. Я и помыслить не мог, что попаду в такое религиозное место. Нас ведь воспитывали в духе безбожия.

- Как выглядело ваше первое посещение синагоги?

- Ребята просто сорвались с уроков в синагогу - был большой еврейский праздник. Мне не хотелось оставаться одному, как дураку. Пошел совершенно против своей воли. Но оказалось, что синагога не такое страшное место.

К тому же молодые люди искали место для полулегальных встреч с девушками. Понятно, что мало кто заходил внутрь, молиться ведь не умели. Зато во дворе всегда можно было встретить друзей. Тоже самое происходило и в Москве на улице Архипова (сейчас - Большой-Спасоглинищевский переулок. - прим. «Росбалта») у хоральной синагоги.

Всегда важно сделать первый шаг, не важно, что станет его причиной. Есть люди, которые склонны задумываться над своей судьбой, склонны к раскрытию веры, а есть те, которые живут как попало. На мою долю выпало первое. Кроме того, религия является важным элементом национального самосознания. Не может быть национального самосознания без корней, а наши корни — это наши праотцы, Израиль, все, что связано с Торой.

В середине 60-х годов в Советском Союзе возникло подпольное национальное движение, и я стал его участником. В 1966 году я создал первую студенческую группу, которая поставила себе задачу бороться против насильственной ассимиляции. Что такое ассимиляция? Это лишение нас доступа к источникам нашей культуры, к ее истории, к языку. Мы решили сами учиться и преподавать другим.

- А я слышал, что на вас во многом оказала влияние одна из передовиц в газете «Правда», в которой клеймился сионизм. Из советской печати о нем-то вы и узнали.

- Может быть, я готов поспорить с самим собой. Вот тебя ругают самыми плохими словами, но ты смотришь на себя и понимаешь, что это неправда. Возникает антагонизм, возмущение. Зачем про нас так пишут? А что на самом деле правда?

Ведь что такое сионизм? Это движение за национальное возрождение еврейского народа. Он не имеет никакого отношения ни к империализму, ни к расизму. Я просто хочу быть самим собой. И вдруг мне говорят, что я мракобес, империалист и расист.

- Были ли ситуации, когда вы пытались скрыть, что являетесь еврем?

- Было и такое. Ведь если убрать весь этот антураж (пейсы, широкополую шляпу. - прим. «Росбалта»), то вы не отличите меня от другого. Раньше быть евреем было неуютно, некомфортно. Будто существовали «свои» и «чужие», и на меня смотрели как на «другого». Хотелось кричать: «Люди, я такой же, как вы! Почему я не могу быть равен вам?».

Из этой ситуации есть два выхода. Первый: полностью ассимилироваться и стереть свою связь с народом. Второй: наоборот, преодолеть стыд, заявить, что еврей и гордишься этим. Большинство моих соплеменников решили пойти по первому пути. Они постарались стереть национальную принадлежность. Отсюда и смешанные браки. Знаменитая формула «лишь бы ребенок не страдал». В паспорте ведь можно было написать национальность матери — русский или украинец.

- Что касается непосредственно «Операции «Свадьба», когда вас задержали у аэродрома Приморск перед попыткой угнать самолет в Стокгольм. Другой участник этой операции Эдуард Кузнецов заявлял, что вы и не собирались угонять борт. Просто была устроена показуха для Запада. Какие намерения все-таки у вас были?

- Я бы не хотел дискутировать с Эдиком. То, что он сказал, оставлю на его совести. Я скажу две вещи. Безусловно, вся операция была разработана КГБ. Они нас вели к ней. Хотели, чтобы мы пошли на этот угон и были арестованы. Состоялся бы показательный процесс, нас бы обвиняли в международном сионизме. Начались бы очередные гонения на евреев в Советском Союзе. С одной стороны, эта была инсценировка, но я на 100% хотел продемонстрировать решимость бороться за судьбу своего народа.

- То есть вы были уверены в том, что вас задержат, и все равно пошли на операцию?

- Уверенности не было, но мы догадывались о задержаниях. Ночь с 14 на 15 июня. Мы стоим в лесу, жарим сосиски, говорим о своих делах. Вдруг подъезжает черная «Волга» с «нулевыми» номерами — кгб-шники. Встали в 10-15 метрах от нас, вышли люди в гражданском. Посмотрели в нашу сторону. Уехали.

Естественно, возникло напряжение. Значит, за нами следят, а если следят, то почему в открытую, демонстративно? Мнения разделились, кто-то говорил, что надо уходить, а я настаивал на продолжении операции. Ведь нас бы все равно арестовали. Мы оставили свои дома ради победы. Убьют ли нас, арестуют — это только шаг на пути к этой победе. Если бы мы просто разбежались, это было бы поражением. Но мы уже не принадлежали к этому миру рациональных расчетов. В итоге нас арестовали у трапа самолета.

- Если вы знали то, что представляет собой жизнь еврея в Советском Союзе, но при этом были погружены в историю еврейского народа, глубоко интересовались Израилем, то может быть у вас появлялось желание сделать карьеру дипломата?

- А вы знаете, была такая мысль. В 1981 году меня выгнали из СССР и я оказался в Израиле. Там поступил в Иерусалимский университет на факультет экономики и дипломатических отношений. Но друзья сказали, что негоже. Они сказали, что я человек верующий, что я был образцом стойкости, поэтому должен изучать основы веры, становиться раввином. Они боролись за меня, но в итоге оказалось, будто я обманул их. Мне было предъявлено такое объявление, и я почувствовал, что они правы.

- И хоть вы не стали дипломатом, все-таки сумели встретиться с президентом США Рональдом Рейганом сразу после освобождения из советской тюрьмы. Что вы испытывали?

- Я был совершенно индифферентен. А может быть просто испытал своего рода шок. Вот ты был столько лет в тюрьме и вдруг оказываешься в овальном кабинете Белого дома рядом с президентом США. Но я знал, что Рейган в прошлом был актером. Я думаю, что он действительно хорошо сыграл свою роль. Можно было поверить, что он президент.

Президент США Рональд Рейган, Авиталь Щаранская, Иосиф Менделевич, вице-президент Джордж Буш, 28 мая 1981 года.

- Судьба еврейского народа — это постоянная борьба и преодоление. Какой сейчас вызов стоит перед евреями?

- Сегодня мы ощущаем чрезвычайно сильное давление на Израиль. Над нами нависла угроза, особенно со стороны американского президента Барака Обамы, который явно недружественно относится к Израилю. Хотя раньше американские президенты всегда занимали довольно дружественную позицию в отношении нашего государства. А поведение Обамы подстегивает наших врагов, вселяет в них уверенность в том, что у нас нет поддержки. Я не в панике, но я глубоко переживаю происходящее.

- Территорию рядом с Израилем контролирует так называемое «Исламское государство». В России говорят об этой организации как о сборище отъявленных головорезов, а что ощущают на Ближнем востоке?

- Это иллюстрация того, что ждет нас в Израиле, если мы дадим подобным силам развернуться. Но как военная угроза «Исламское государство» нас меньше всего волнует. Израильская армия — это superpower, с головорезами мы справимся быстро. Но если придется воевать с оружием в руках, то ничего не поделаешь.

Исламское государство — это реальная угроза, которая нависла над нами всеми. Это отражение тех фундаменталистских процессов, которые происходят в мусульманском мире. Этот процесс не идет в сторону смягчения. В мире идет глобализация, стираются границы, а здесь все наоборот. Убийства считаются высшим достоинством. Молодые люди с дипломами Оксфорда и Сорбонны приезжают в ИГ, чтобы поубивать. Это страшный процесс. И в Европе уже понимают, что что-то идет не так.

- Мартовские парламентские выборы в Израиле выиграла партия «Ликуд» премьер-министра Биньямин Нетаньяху. Что от этих выборов ждать в отношениях Израиля с Россией, с США?

- Во-первых, я бы призвал Россию относиться толерантно к Израилю, видеть в нем своего ближайшего партнера. Мы действительно можем быть единомышленниками. Тем более вы знаете, что в ситуации продуктовой блокады Израиль является поставщиком картошки и овощей. Израиль любит Россию и готов дружить с ней по-настоящему.

Во-вторых, выборы — это свободное волеизъявление людей. Поддержка «Ликуда» говорит о том, что значительное количество жителей страны видят угрозу Израилю в арабском мире. У нас нет возможности идти на уступки, ведь со стороны арабов мы слышим только требования. Таким образом, народ проголосовал за позицию Биньямин Нетаньяху. Надо сказать, что эта позиция очень осторожная, но бескомпромиссная. «Ликуд» набрал 25%, но у него есть поддержка и со стороны других партий. С кем-то есть разногласия по религиозным вопросам, с кем-то - по экономическим, но по вопросу войны и мира расхождений нет. Печально, что Обама не готов с этим считаться.