Posted 7 апреля 2015,, 14:30

Published 7 апреля 2015,, 14:30

Modified 31 марта, 08:38

Updated 31 марта, 08:38

Свидетель по делу искусствоведа Баснер рассказала, что видела спорную картину до продажи

7 апреля 2015, 14:30

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ, 7 апреля. Дзержинский районный суд заслушал по делу искусствоведа Елены Баснер показания старшего научного сотрудника отдела рисунка Русского музея Юлии Солонович. Работник музея сообщила, что видела картину Бориса Григорьева «В ресторане», признанную поддельной, еще до продажи коллекционеру Андрею Васильеву.

Как передает корреспондент «Росбалта», по словам Солонович, в 2009 году Елена Баснер пригласила ее в гости, чтобы показать картину «В ресторане». Из слов свидетеля обвинения следовало, что Баснер «была воодушевлена», демонстрируя произведение. «Мне кажется, она совершенно искренне восторгалась. Говорила, что это большая работа», - отметила Солонович, добавив, что это был единственный раз, когда искусствовед звала ее к себе в гости показать какое-либо полотно.

Также Солонович сообщила, что Баснер не интересовалась ее мнением, настоящая картина или нет. «Мне кажется, сомнений, что картина подлинная, у Баснер не было», - заявила свидетель. Между тем, во время просмотра работы Солонович не смогла вспомнить, что в Русском музее находится полотно Григорьева с точно таким же названием «В ресторане». «Работы Григорьева типологически совпадают. Детали в них разные, но персонажи, образы очень похожи, поэтому я не смогла вспомнить конкретно эту работу», - подчеркнула она.

Более того, на заседании стало известно, что Солонович не сообщила Баснер о хранившемся в музее произведении, даже когда обнаружила полотно в запасниках. По ее словам, у нее не было оснований считать картину, которую показывала Баснер, спорной, потому что в Русском музее мог храниться один из вариантов «В ресторане», а у искусствоведа другой.

Позже, в 2011 году, экспертиза Русского музея показала, что картина, которую приобрел Андрей Васильев, оказалась поддельной. На прошлом заседании об этом заявил заведующий отделом по техническим исследованиям Русского музея Сергей Сирро. Однако та часть исследования, на который и базируется заключение о поддельности, оказалась не подкреплена никакими документами. Заключение было составлено в том числе на основе "устных сведений", которые сотрудник Сирро получил от двух независимых экспертов.

Елена Баснер обвиняется в мошенничестве в особо крупном размере. По версии следствия, при посредстве Баснер коллекционеру Андрею Васильеву была продана поддельная картина художника Бориса Григорьева "В ресторане" за 7,5 млн рублей. Полотно позиционировалось как подлинное, однако на выставке в Москве в 2012 году Васильев узнал от других экспертов, что картина — подделка. Это мнение позже, в частности, было подтверждено исследованием Эрмитажа. Это заставило его провести экспертизу другого полотна, купленного через Баснер, — "Пробуждение" Николая Калмакова. Одна из экспертиз показала, что картина была изготовлена не ранее конца 1930-х годов. В заключении других экспертов, привлеченных следственным комитетом, говорится, что картина написана не ранее 50-х годов неизвестным художником. Случай со второй картиной стал поводом к возбуждению отдельного дела.