Posted 14 апреля 2015,, 18:40

Published 14 апреля 2015,, 18:40

Modified 31 марта, 08:32

Updated 31 марта, 08:32

«Хенде хох» от шестиклассника

14 апреля 2015, 18:40
Обычный учебный день в школе №39 Невского района Петербурга был омрачен по-настоящему кровавой драмой. Шестиклассник с кухонным ножом напал на учительниц. Одна отбилась зонтиком, вторая была ранена.

Обычный учебный день в школе №39 Невского района Петербурга был омрачен по-настоящему кровавой драмой. Шестиклассник с кухонным ножом напал на педагогов. Одна отбилась зонтиком, вторая была ранена. Позднее выяснилось, что мальчик с самого утра вел себя неадекватно, да и ранее проявлял признаки агрессии – он пугал младшеклассников муляжом автомата и бил сверстников.

«Какой сегодня плохой день», - то и дело повторяли педагоги школы №39, провожавшие домой учеников. Ничего не понимающие малыши с удивлением глядели на толпившихся в холле журналистов с микрофонами и камерами. Директору школы Любови Щепихиной пришлось повторять историю про нападение много раз – для каждого телеканала.

Педагог рассказала, что ученик 6 «Б» 13-летний Владимир с самого утра вел себя агрессивно. На уроке биологии он пытался ударить одноклассника, кричал и даже грозился выкинуться из окна третьего этажа. Поэтому учитель вызвал социального педагога, который решил отвести ребенка домой, где в тот момент находилась его бабушка. Дом Владимира находится всего в паре минут от школы, но мальчик ускользнул от педагога, убежал вперед и заперся в квартире. В прокуратуре также отметят, что ребенок не только не пускал женщину внутрь, но оскорблял через домофон.

Педагог решила вернуться в школу. «Подходя к углу здания, она увидела, что ученик преследует ее без верхней одежды, пытаясь быть незамеченным, в руках держит нож», - сообщили в прокуратуре. В ведомстве отмечают, что мальчик пошел в нападение с криком «Хенде хох» («руки вверх» на немецком языке - "Росбалт").

«Около крыльца он нагнал ее. Стал набрасываться и размахивать ножом, который взял дома. Она защищалась зонтиком, что ее и спасло. В это время в вестибюле школы стояла педагог-организатор по спортивной работе Наталья Топорова. Она увидела происходящее, вышла на крыльцо и пыталась остановить ученика, не дать ему пройти внутрь школы. Он ударил Топорову ножом по ноге, попал в вену, рана была примерно в сантиметр глубиной, а может и больше. Кровь было не остановить», - рассказала директор.

То, что инцидент выглядел именно так, подтвердили и записи видеокамер, установленных на крыльце школы. Обезоружили ребенка только двое подоспевших учителей физкультуры. Они отвели ребенка в спортзал, где тот вполне спокойно дожидался прихода своей матери. Вместе с ней его повезли на освидетельствование в Детскую психиатрическую больницу им. С.С. Мнухина.

Учительницу тоже отвезли в больницу – Александровскую.

По словам петербургского уполномоченного по правам ребенка Светланы Агапитовой, кровотечение из правой голени было достаточно сильным и продолжительным. Без помощи медиков женщину могли не спасти. Однако сейчас ее жизни ничто не угрожает. Директор отметила, что у мальчика не могло быть личной неприязни к Топоровой – в школе она с ним почти не пересекалась. Социальный педагог и учителя физкультуры с представителями прессы общаться отказались.

Причины приступа агрессии и неадекватного поведения подростка сейчас выясняют правоохранительные органы и медики, а также психологи, чиновники районной администрации и социальные службы. В школе уже прошли проверки, были опрошены свидетели происшествия. В учебном заведении пока не знают, какой будет дальнейшая судьба ученика и говорят, что необходимо дождаться заключения специалистов. Известно лишь, что мальчика в любом случае не привлекут к уголовной ответственности, которая предусмотрена для лиц старше 14 лет.

Владимир учится в школе №39 только со 2 февраля этого года. Он перевелся из Нахимовского военно-морского училища. В школе говорят, что у мальчика в классе были друзья, неприязненного отношения к нему не отмечалось. Однако временами на шестиклассника вдруг что-то «находило».

«Я не могу сказать, что он был послушным или непослушным. Просто в определенной ситуации он становился неадекватным. Первый раз подобное произошло 23 февраля. После уроков он за территорией школы остановил четвероклассников и начал их пугать муляжом автомата Калашникова. Кажется, на нем при этом была форма училища. Из школы вышли учителя, отняли муляж, вызвали маму мальчика. А дня два или три назад он ударил одноклассника портфелем и нанес ему травму, у ребенка было сотрясение. Мы составили акт, который отправлен в отдел образования, опять была вызвана мама. Мы уже собирали документы на комиссию по делам несовершеннолетних", - рассказала директор.

Мальчик живет в неполной семье - с мамой и бабушкой. Однако в школе не считают, что окружение ребенка было неблагополучным. "Мама его работает в социальной сфере. На все наши вызовы она всегда приходила. И сегодня его мама приехала", - отметила Щепихина.

В Нахимовском училище, где Владимир учился раньше, его неадекватного поведения не замечали. Наоборот, бывший курсант характеризовался положительно и имел множество увлечений. В училище отметили, что мальчик не был исключен из-за поведения, а перевелся в другое заведение по собственному желанию. При этом он увлекался музыкой - играл на баяне, а это встречается весьма редко.

Все это никак не вяжется с заявлениями из новой школы мальчика. Впрочем, несмотря на не раз отмеченное «девиантное поведение» шестиклассника, учителя не настояли на посещении ребенком специалиста. В школе нет штатного психолога, но, вероятно, при подобных эмоциональных срывах могла даже понадобиться консультация психиатра или психотерапевта. При этом директор учебного заведения уверена, что «все действия педагогов по отношению к ребенку были правильными».

Практикующие психотерапевты отмечают, что школьный психолог – специалист в некоторой степени бессмысленный и в этой ситуации его наличие или отсутствие вряд сыграло бы решающую роль.

«Психолог не может реализовать свои функции в школе, там он не может заниматься защитой личности независимо. Он является подневольным администрации человеком и порой превращается в инструмент репрессий по отношению к неугодным ученикам. Но у самих учителей должна быть минимальная психологическая культура. А сейчас она хромает на обе ноги. Учителей интересует только ЕГЭ, а не психологическое неблагополучие подростков», - отмечает один из петербургских семейных психотерапевтов.

Получается, что ситуацию с мальчиком просто «запустили». Не только в семье, где не отреагировали на жалобы из школы, но и в самом учебном заведении. Возможно, если бы учителя не относились к происходящему как к формальности (инцидент, составление акта, вызов мамы), то печального финала удалось бы избежать.

Софья Мохова