Posted 27 апреля 2015,, 18:24

Published 27 апреля 2015,, 18:24

Modified 31 марта, 08:20

Updated 31 марта, 08:20

Закон о тунеядстве имени Бродского

27 апреля 2015, 18:24
Петербургский депутат Андрей Анохин предлагает вернуть советскую практику и наказывать за тунеядство. Его не устраивает, что 20 млн россиян трудятся без надлежащего оформления, а 18 млн человек не работают вовсе.

Депутат Законодательного собрания Андрей Анохин предлагает вернуть советскую практику и наказывать за тунеядство. Парламентария не устраивает, что на данный момент 20 млн россиян работают без надлежащего оформления, а 18 млн человек не работают вовсе. При этом другие петербургские депутаты уверены, что законопроект придуман либо ради самопиара, либо чтобы отвлечь от действительно важных вопросов. В свою очередь эксперты подчеркивают, что единственным результатом инициативы может стать развитие рынка фиктивного трудоустройства.

Наиболее обсуждаемые законы и депутатские инициативы обычно получают имена. К примеру, закон Димы Яковлева, запретивший в том числе американцам усыновлять российских детей, или закон Дика Адвокаата, ужесточивший требования при получении звания почетного гражданина Петербурга. Скоро на рассмотрение парламента поступит законопроект, у которого есть шанс получать название в честь поэта Иосифа Бродского, в 1964 году осужденного за тунеядство. И вот теперь в год 75-летия со дня рождения Нобелевского лауреата депутат Андрей Анохин предложил вернуть наказание за отсутствие работы.

По мнению Анохина, тунеядцами следует считать всех безработных, которые состоят на бирже труда и более полугода отказываются от вакансий. Более того, депутат считает, что под эту категорию граждан должны подпасть люди, получающие «серые» зарплаты, а также безработные, отказавшиеся вставать на биржу труда. Тунеядцев Анохин предлагает наказывать исправительными и принудительными работами на срок до года. «Труд — это почетная обязанность, социальная ответственность граждан», - подчеркивает парламентарий. Исключения депутат делает для инвалидов, несовершеннолетних, беременных, пенсионеров, священнослужителей, студентов дневных отделений и ряда других россиян — они могут не работать.

Между тем другим законопроектом парламентарий придумал поощрение для граждан, которые занимаются общественно полезным трудом. Речь идет об учителях, врачах, нянечках и работниках тех профессий, которые сейчас закрываются мигрантами. Ежемесячно представителям общественно полезного труда депутат предлагает выделять по 6 тыс. рублей, а также материнский капитал за первого ребенка. Среди прочего предполагается обеспечить этих специалистов жильем по соцнайму: через 10 лет эксплуатации его можно будет приватизировать.

Впрочем, принять законопроект о тунеядстве даже при большом желании будет крайне непросто. В частности, потребуется созыв Конституционного собрания: на данный момент труд в Конституции прописывается как право, а для возврата наказания необходимо утвердить его обязанностью. При этом Конституция - не единственная преграда для законопроекта: принудительную работу запрещает конвенция Международной организации труда, которую ратифицировала Россия. «Считаем представленный проект закона трудновыполнимым на практике», - отмечается в заключении юридического управления ЗакСа.

Депутаты от «Единой России», от которых в большей степени зависит судьба проекта, восприняли инициативу неоднозначно. Так, член комитета Госдумы по труду, социальной политике и делам ветеранов Валерий Трапезников рассказал «Известиям», что идея обязательно будет рассмотрена на заседании комитета. А вот заместитель руководителя аппарата комитета по труду и социальной политике Госдумы Александр Леонов выразил надежду, что законопроект о тунеядстве до парламента не дойдет.

Не стоит забывать, что до федерального законодательного органа инициатива может добраться только после того, как будет принята региональными депутатами. «Маловероятно, что этот проект будет воспринят», - отмечает депутат ЗакСа Сергей Соловьев. По его словам, от регионов принимается очень мало законов — около 1%. Причем происходит это после мощного сигнала из центра. «В данном случае я не заметил, что такой сигнал был. Даже от федеральных эпатажных политиков ничего подобного не слышал», - замечает он.

По мнению ряда коллег Анохина, инициативу он продвигает для самопиара. «Тут пахнет популизмом. На ум приходят самые плохие времена — тут же вспоминается, как при Юрии Андропове проходили облавы в магазинах: хватали всех, кто не на работе», - подчеркивает депутат от «Справедливой России» Виктор Ложечко. Также он опасается, что если закон будет принят, многим, в том числе уволенным из-за кризиса, придется заняться неквалифицированным рабочим трудом. «Будет востребована работа из разряда «принеси, подай, покрась», - уверен он. И в данном случае можно провести аналогию: так, начиная со времен Леонида Брежнева, многие советские молодые люди устраивались работать кочегарами и дворниками.

Внесение и обсуждение такого законопроекта отвлекает внимание от действительно важных вопросов, предполагает парламентарий из группы независимых депутатов Ольга Галкина. «При современных реалиях вернуть наказание за тунеядство уже невозможно. Это пережиток советского времени. Из того, чем сейчас занимается парламент, куда более полезным было бы рассмотреть корректировку Генплана и бюджета», - отмечает она.

Впрочем, среди собеседников «Росбалта» есть и те, кто считает, что законопроект, несмотря на всю длительность процедуры, может быть принят. Так, председатель общественной организации "Демократическая платформа" Валерий Федотов напоминает, что законы в стране принимаются по политическим мотивам, а вот их логичность давно стала делом второстепенным. При этом единственным результатом закона о тунеядстве он видит обострение ситуации с фиктивным трудоустройством. "В кризис количество безработных всегда увеличивается. При наличии закона о тунеядстве многим придется заплатить штрафы. Чтобы этого избежать, люди станут обращаться в специально созданные компании, которые будут фиктивно устраивать граждан на работу", — замечает он.

По словам Федотова, эта ситуация окажется похожа на ту, в какую сейчас попали инвалиды. По закону на предприятиях предусмотрены специальные квоты по найму людей с ограниченными возможностями. Однако на деле коммерсантам выгоднее за небольшие деньги договориться с компаниями, предоставляющими данные инвалидов, и устроить на работу "мертвые души". Ради получения стажа нередко обходят закон и трудоспособные россияне. «Многие просто кладут трудовые книжки в компании к родственникам, чтобы потом получать пенсии», - напоминает Виктор Ложечко. Если закон о тунеядстве все-таки будет принят, то эта проблема «расцветет пышным цветом», уверен он.

«Я даже знаю, как будет называться этот закон, если его, не дай бог, примут — "закон Иосифа Бродского", — рассуждает депутат от «Яблока» Борис Вишневский. — Он не смог доказать, что написание стихов — это труд". По его мнению, подобные законопроекты наносят удар по репутации петербургских законодателей, которые не стесняются представлять свои инициативы на суд Федерального Собрания: "Очередной удар по имиджу питерского парламента. Надеюсь, что шансов у этой ретроградной инициативы нет".

Петр Трунков