Posted 3 мая 2015,, 09:58

Published 3 мая 2015,, 09:58

Modified 31 марта, 08:16

Updated 31 марта, 08:16

Искусствовед: Майя Плисецкая навсегда изменила лицо русского балета

3 мая 2015, 09:58
Балерине Майе Плисецкой удалось навсегда изменить лицо русского балета. Такое мнение в беседе с корреспондентом "Росбалта" высказала кандидат искусствоведения, заведующий сектором музыковедения Российского института истории искусств Анна Порфирьева. Майя Плисецкая - заслуженная артистка РСФСР, народная артистка СССР, она умерла в Мюнхене 2 мая от сердечного приступа.

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ, 3 мая. Балерине Майе Плисецкой удалось навсегда изменить лицо русского балета. Такое мнение в беседе с корреспондентом "Росбалта" высказала кандидат искусствоведения, заведующий сектором музыковедения Российского института истории искусств Анна Порфирьева.

"Если говорить в целом о ее вкладе в искусство, то Майю Плисецкую интересовал новаторский балет, хотя она хорошо танцевала классику до определенного времени. Но она была замечательной актрисой, поняла, что может ставить перед собой более сложные задачи. Переломным стал балет "Кармен", поставленный в 1967 году. После этого ее муж Родион Щедрин написал для нее балеты "Анна Каренина", "Дама с собачкой". Это были балеты совершенно нового типа, в которых она предстает не только великой балериной, которая в буквальном смысле может все, но и замечательной актрисой", - отметила Анна Порфирьева.

По словам искусствоведа, у Плисецкой замечательно получилось оживить смысл великой русской классики. "Критика тогда восприняла тогда эти балеты неоднозначно, но сейчас понятно, что это был новый шаг в развитии балетного искусства. Плисецкой удалось найти новые формы выражения. Такие задачи балет еще не ставил себе в то время", - подчеркнула Анна Порфирьева.

Майя Плисецкая умерла в Мюнхене 2 мая от сердечного приступа.

Плисецкая — заслуженная артистка РСФСР, народная артистка СССР, полный кавалер ордена «За заслуги перед Отечеством», обладатель Ленинской премии, премии Анны Павловой Парижской академии танца, ордена Восходящего солнца III степени и других орденов разных стран.

Родилась 20 ноября 1925 года в Москве. Поступила в Московское хореографическое училище в возрасте 8 лет, после окончания которого ее приняли в труппу Большого театра. Вскоре утвердилась на роли прима-балерины театра. Впоследствии проявила себя и как балетмейстер. После новаторской "Кармен-сюиты" к ней проявили интерес зарубежные хореографы. Ролан Пети поставил для нее "Гибель розы", а Морис Бежар — "Болеро" и "Айседору".

В 80-х годах Плисецкая занимала должность художественного руководителя Римского театра оперы и балета, а также Испанского национального балета в Мадриде. В возрасте 65 лет оставила сцену. С 1994 года была председателем ежегодного международного балетного конкурса «Майя», проводившегося в Петербурге. После распада СССР поселилась в Мюнхене, периодически приезжая в Москву или Петербург.