Posted 5 мая 2015,, 20:20

Published 5 мая 2015,, 20:20

Modified 31 марта, 08:14

Updated 31 марта, 08:14

Театральный колхоз

5 мая 2015, 20:20
Театр на Литейном может прекратить свое существование: правительство Ленобласти настаивает на необходимости его объединения с Театром на Васильевском. Коллектив просит помощи у Путина.

Правительство Ленобласти настаивает на необходимости объединения Театра на Литейном и Театра на Васильевском. Коллектив Театра на Литейном выступил против этого шага и даже написал открытое письмо президенту Владимиру Путину. Подписанты просят не делать учреждение культуры филиалом. Эксперты считают: слияние может привести к тому, что Театр на Литейном и вовсе прекратит свое существование.

В подчинении правительства Ленинградской области на данный момент находится четыре театра. Три из них располагаются в Петербурге. Это Театр на Литейном, Театр на Васильевском и театр «Комедианты». Театр драмы и кукол «Святая крепость» расположен в Выборге. В ближайшие месяцы планируется масштабная реорганизация устоявшейся системы. Принято решение лишить юридического статуса самого крупного из представленных учреждений - Театра на Литейном - и сделать его всего лишь филиалом Театра на Васильевском. Объединенную дирекцию должен возглавить генеральный директор и художественный руководитель Театра на Васильевском Владимир Словохотов.

«Я считаю, что создание управляющей компании, которая возьмет на себя единые для двух театров административно-хозяйственные функции, - единственно верное решение в нашем случае. Наступило время перемен, и нашим главным областным театрам необходим эффективный менеджмент. Владимир Словохотов — это тот менеджер, который доказал свое умение успешно руководить крупной театральной организацией», - подчеркивает глава комитета по культуре Ленобласти Наталья Кононенко. Чиновник обещает, что объединение никак не повлияет на артистический состав театров и их репертуар. Постановление необходимо исполнить к 30 июня 2015 года.

Действия чиновников вызвали недоумение в Театре на Литейном — ни с артистами, ни с руководством организации правительство при принятии решения не советовалось. В ответ коллектив выступил резко против объединения и опубликовал открытое письмо президенту. В нем, в частности, сообщается, что театр, в котором в течение столетней истории работали величайшие режиссеры и артисты, должен остаться самостоятельным. Более того, подчеркивается, что труппу неоднократно награждали главными театральными призами России и Петербурга, а с начала года она уже дважды участвовала в международных фестивалях. Также в письме обозначено, что правительство не может предъявить и экономических претензий театру: спектакли окупаются.

Целый абзац посвящен неудачам предыдущих попыток объединения в культурной сфере. «Опыт Петрозаводска, Тюмени, Пскова, Москвы весьма печальный. Там уже «оптимизировали» разноплановые творческие коллективы. После этого у всех «слитых» театров возникали проблемы: экономические, производственные, проблемы позиционирования. И всегда в итоге — творческий крах», - подчеркивается в обращении. Авторы письма подчеркивают, что к Театру на Васильевском в 2010 году уже присоединяли другое учреждение — областной Театр юного зрителя: «ТЮЗ закончил свое существование. Реорганизация привела к ликвидации самобытного коллектива Ленинградской области. Театральная коллективизация еще ни разу не прошла успешно». «Кому выгодна эта реорганизация? Чьи интересы она преследует?» - в заключении задаются вопросом артисты и их руководители.

Стоит отметить, что в последнее время в Театре на Литейном не все было спокойно. Так, в декабре со скандалом был уволен художественный руководитель Игорь Ларин, который по совместительству возглавлял ТЮЗ в Ярославле. Официальная версия сокращения — прогулы. При этом на своей странице в Facebook бывший худрук практически обвинял руководство театра в финансовых махинациях, о чем он в свое время сообщил как раз в комитет по культуре. «Росбалту» не удалось узнать у директора Андрея Лобанова, считает ли он тот скандал одной из причин нынешней реорганизации.

При этом все собеседники «Росбалта» уверены, что, даже если у театра были проблемы, то менять его статус все равно не следовало. «На первый взгляд, плюсов при объединении театра со столетней историей я не вижу. Две состоятельные структуры должны развиваться самостоятельно. Но до досконального изучения вопроса категорическую оценку я все-таки дать не могу», - отмечает депутат ЗакСа и актриса Анастасия Мельникова. Как считает председатель постоянной комиссии по делам молодежи, культуре, туризму, физической культуре и спорту областного парламента Галина Куликова, театры сохранялись даже в самые сложные времена. «Мне бы не хотелось, чтобы подобное объединение случилось, пока я занимаю пост председателя комиссии», - подчеркивает она. По ее словам, на ближайшее время запланировано обсуждение проблемы.

Вопрос об объединении будут рассматривать и петербургские депутаты: театр располагается в черте города, посещают его, а также работают в нем в основном петербуржцы. По мнению председателя профильной комиссии ЗакСа Максима Резника, чтобы выработать четкую позицию по данному вопросу, нужно узнать, в связи с чем затеяна серьезная перестройка театрального блока. «Нужно понять, почему это происходит. Если из-за необходимости сократить расходы в бюджете, то я могу это понять, но никак не смогу принять», - сказал он.

По мнению театрального критика Марины Дмитревской, дополнительных средств реорганизация в бюджет не добавит. «Расходы на театры минимальны — это как экономить на спичках. Оптимизация, как правило, выгодна тем администраторам, которые получают в свое ведение дополнительный организм. С большой стройки что-то увести себе легче, чем с маленькой. Как правило, слияние — это основа для коррупционных моделей. Не хотелось бы, чтобы это произошло», - уверена она.

Между тем сейчас профильная комиссия добивается от Министерства финансов обоснования программы по урезанию трат на социальную сферу: план предполагает масштабные реорганизации и слияния, а следовательно, и увольнения, при этом депутаты не увидели обоснования, почему чиновники идут на такой шаг. Ранее Резник замечал, что слово оптимизация в России «уже стало ругательным»: правительству проще уволить часть бюджетных работников, чем попытаться найти другие выходы из кризиса.

«Зачем объединять Театр на Васильевском и Театр на Литейном, я не понимаю, - заявляет Марина Дмитревская, сравнивая нынешнюю оптимизацию со сгоном в колхозы. - А почему не Александринку с БДТ? У них сходства больше, чем у двух театров областного подчинения. Я еще поняла бы затею, если Театр на Васильевском был бы процветающим, мощным, но ведь это не так. Никакими художественными достижениями в последние сезоны этот театр не отличается».

Однако она добавляет, что Театр на Литейном все же «необходимо художественно взбодрить». «Там нужна художественная голова, которая руководила бы, опираясь на историю театра. Историю нужно продолжать с оглядкой на ту энергию, которая накопилась. Понятно, что Игорь Ларин не был "мечтаемым" худруком, что нужно что-то делать с Театром на Литейном, но уж точно не таким образом. Этим театром не может руководить директор, управляющий еще и чем-то другим», - добавляет она.

Дело в том, что руководство несколькими культурными учреждениями сразу всегда дается непросто, так как каждому коллективу требуется индивидуальный подход, иначе в труппах начинаются шатания, и актеры играют с неполной отдачей. К тому же необходимо в ежедневном режиме решать накапливающиеся организационные вопросы.

Между тем Дмитревская не считает хорошим менеджером Владимира Словохотова. «Он не обладает в театральных кругах серьезным авторитетом. Как единоличный правитель он не уживается с другой компанией», - замечает критик. И вспоминает неудачный опыт объединения его театра с областным ТЮЗом: «Когда их слили, областного ТЮЗа не стало. Куда делись ставки? Якобы они были даны под «Этюд-театр», который прожил в общежитии имени Словохотова всего несколько месяцев».

С другой стороны, художественный руководитель Молодежного театра на Фонтанке Семен Спивак характеризует директора «Васильевского» как энергичного и мудрого руководителя и не исключает, что чиновники могли его поставить перед фактом, приказав возглавить новую структуру. «Может, он и даст толчок Театру на Литейном», - добавляет он. В Театре на Васильевском от комментариев отказались.

Несмотря на это, Спивак уверен, что реорганизация — это всегда большой риск для учреждений, меняющих статус. В 1930-е годы, когда хотели уничтожить два театра, их сливали в один, отмечает он. «История нам говорит, что через некоторое время может остаться только один театр, поэтому лучше бы сохранить две самостоятельные структуры. Если подобная оптимизация начнется и в Петербурге, мы будем бороться до последнего», - заверяет Спивак.

Петр Трунков