Posted 18 мая 2015,, 07:00

Published 18 мая 2015,, 07:00

Modified 31 марта, 08:04

Updated 31 марта, 08:04

Футбольный пирог для своих?

18 мая 2015, 07:00
Петербург готовится к проведению чемпионата мира по футболу – строится метро, стадион, путепровод. При этом многомиллиардные бюджетные контракты почему-то достаются компаниям, которые свое право на ошибку уже исчерпали, сообщают СМИ.

Россия и Петербург готовятся к проведению чемпионата мира по футболу – строится метро, стадион, путепровод. При этом многомиллиардные бюджетные контракты почему-то достаются компаниям, которые свое право на ошибку уже исчерпали. Хороша ли такая стратегия и приведет ли она к вводу всех объектов в положенный срок?

В 2018 году Северная столица должна принять матчи чемпионата мира по футболу. Праздник для болельщиков, который еще только предстоит хотя бы частично окупить проданными магнитиками и брелоками, уже сейчас обходится городскому и федеральному бюджетам в баснословную копеечку. Парадоксально, но контракты достаются тем подрядчикам, к которым уже предъявлялись серьезные претензии в связи исполнением государственного заказа в Петербурге.

Например, подряд на строительство участка Лахтинско-Правобережной линии метрополитена, включая станцию «Новокрестовская» возле «Зенит-арены», в размере 21,4 млрд рублей достался ОАО «Метрострой». Его конкуренты – ООО «Специализированное тоннельное строительство» и ЗАО «Ремонт и строительство сетей «ПР и СС» предлагали существенно сэкономить, прислав заявки на 20,7 и 20,9 млрд, но были признаны не соответствующими условиям конкурса. Хотя ФАС усомнилась в правомерности выбора заказчика и потребовала от КРТИ пересмотреть заявки, чиновники повторно признали «Метрострой» победителем. При этом теме плодотворного сотрудничества «Метростроя», ГУП «Петербургский метрополитен» и КРТИ посвящена немалая часть отчета Контрольно-счетной палаты за 2014 год. В общей сложности аудиторы нашли нарушения при строительстве метрополитена в 2011-2013 годах на сумму более 5 млрд рублей, в том числе 3,5 млрд потрачены на оплату невыполненных работ или работ с завышенной стоимостью.

Самый важный объект, без которого мундиаль провести не смогут, – стадион «Зенит-арена». Все остросюжетные перипетии многосерийной мелодрамы с участием Смольного, представителей корпорации «Трансстрой» Олега Дерипаски и многочисленных третьих лиц вряд ли стоит вспоминать. Еще в 2012 году премьер-министр Дмитрий Медведев заметил: «…это не просто долгострой, это выглядит позорно». Вскоре вице-губернатор Игорь Метельский заявил, что контракт с «Трансстроем» закончится 15 ноября того же года и больше продлеваться не будет. Смешно, но за победу в очередном конкурсе на достройку стадиона осенью 2014 года боролись две структуры Олега Дерипаски – ООО «Инжиниринговая корпорация Трансстрой-СПб» и ОАО Корпорация «Трансстрой». Оба конкурента не стали делать существенных скидок в своих заявках, а победил, как ни странно, Олег Дерипаска.

Не менее важный момент подготовки города к приему крупного спортивного форума – модернизация транспортной инфраструктуры. В частности, в январе 2014 года ЗАО «Пилон» получило контракт на строительство двухуровневой развязки на пересечении Дунайского проспекта и Пулковского шоссе на сумму 11,6 млрд рублей, предназначение которой – к чемпионату мира по футболу разгрузить дорогу в направлении аэропорта. А уже в сентябре работы привлекли к себе всеобщее внимание в связи с многокилометровыми пробками на Пулковском, оно почему-то было перекрыто именно в будние дни.

На субподряде у «Пилона», кстати, подвизалось ОАО «Мостотряд №19», уже тогда находившееся в сложном финансовом положении. Почему «Мостотряд №19», несмотря на его предбанкротное состояние, привлекли на субподрядные работы – загадка. В апреле 2015 года КРТИ вынужден был признать, что субподрядчик «Пилона» разорен, и начать процедуру расторжения госконтракта на строительство за 3,7 млрд рублей развязки на Московском и Колпинском шоссе. Заметим, что ОАО «Мостотряд №19» трудится в качестве субподрядчика и у «Трансстроя» на сооружении стадиона «Зенит-арена».

Всего за полгода до того как Пулковское шоссе замерло в многокилометровых пробках, губернатор Георгий Полтавченко в кулуарах ПМЭФ неожиданно откровенно заявил журналистам: «Я как опытный губернатор уже перестал отвечать на вопросы о том, когда будет сдан тот или иной объект. Строители – это своеобразные люди, и верить им не стоит». Речь, к слову, шла о сдаче северного участка ЗСД, сроки которого были сдвинуты. Подрядчиками выступали «Мостотряд-19» и ЗАО «Пилон». Немаловажный штрих – северный участок протестировал лично президент Владимир Путин, прокатившись за рулем от Приморского проспекта до Белоострова. Периодически он, как любой петербургский водитель, подскакивал на деформационных швах эстакады. На что поспешил объясниться генеральный директор «Пилона» Мевлуди Блиадзе – неровность покрытия якобы связана с особенностью укладки асфальта, а совсем скоро неровности сотрутся. Как проверил недавно наш корреспондент, машина по-прежнему подпрыгивает на деформационных швах. Видимо, неровности со временем исчезнут естественным образом – за счет многократного соприкосновения с автомобильными покрышками.

На этом фоне то, что на «Пилон» несколько раз жаловались автомобилисты, машины которых нечаянно покрасили при производстве работ по покраске несущих конструкций магистрали, вообще кажется несущественным. Заметим, именно «Пилон» имел значительную долю рынка строительства развязок и мостов еще при Валентине Матвиенко и, в отличие от многих других прежних фаворитов, не утратил своих позиций после смены власти в Смольном. Злые языки часто связывают успехи компании с наличием высокопоставленных лоббистов. В частности, подобные подозрения высказывались в СМИ после получения «Пилоном» контракта в размере 940 млн рублей на строительство путепровода в Гатчине осенью 2014 года.

Однако в Петербурге позиции компании на порядок прочнее, чем в соседнем регионе. А ее нынешний генеральный директор Владимир Шмидт также знаменит тем, что смог успешно поработать в Смольном при каждом из современных градоначальников – от Анатолия Собчака и до Георгия Полтавченко. Начинал он в КДБХ еще в 1995 году, потом в 2006 году стал техническим директором «Пилона». А в 2010 году Шмидт сперва возглавил Дирекцию транспортного строительства, откуда попал в КРТИ, и в 2013 году вернулся в коммерцию, а именно в ЗАО «Пилон». Недоброжелатели утверждают, что именно этим объясняется внушительность портфеля госзаказа этой коммерческой компании на сумму в 10 млрд рублей, который помогали формировать как раз те ведомства, где работал чиновник-бизнесмен. Целой серией скандалов ознаменовалась реконструкция Дворцового моста в 2013 году, за который взялась компания Шмидта. Началось все с того, что непременным условием конкурсной процедуры было прописано – график производства работ не должен предусматривать перекрытия важнейшей магистрали. И ЗАО «Пилон» взяло на себя такие обязательства, однако на время ремонта Дворцовый мост закрывался на праздники и выходные. Как говорят участники рынка, не перекрывать его было невозможно – вряд ли этого не понимали в КРТИ и «Пилоне». Видимо, чтобы избежать громкого скандала, компания обратилась в ФАС, где почему-то признали условие о том, что мост должен функционировать, несмотря на ремонт, – не слишком важным.

Возвращаясь к отчету КСП за 2014 год, отметим: по распоряжению и. о. губернатора Игоря Дивинского ЗАО «Пилон» получило на реконструкцию Дворцового моста 739 млн рублей аванса – или 63,5% стоимости государственного контракта вместо разрешенных 30%, а сам объект был сдан с нарушением сроков, на полгода позже обещанного. При этом не исключено, что обновленный Дворцовый мост вскоре может потребовать повторного капитального ремонта. Ведь субподрядчиком у «Пилона» было аффилированное с ним ЗАО «Ювенал». Дочерняя фирма недавно занималась, например, проведением дорожных работ в Выборгском районе, где сразу по завершении ремонта на Большом Сампсониевском проспекте эксперты зафиксировали некачественное выполнение примыкания асфальто-бетонного покрытия к трамвайным рельсам.

И если некачественная работа в этом случае грозит лишь преждевременным износом автомобильной подвески, то в ином случае стремление строителей любыми способами достичь максимальной рентабельности приводит к настоящим трагедиям. Одна из них произошла в апреле 2013 года. Арендованный «Пилоном» буксир, занимавшийся сколкой льда в районе Дворцового моста в условиях сильного течения, врезался в ремонтные конструкции. В результате погибли капитан и матрос. Следственное управление на транспорте признало виновным одного из погибших. Инициативная группа моряков пыталась добиться пересмотра этого решения, но безуспешно. Активисты считают, что ответственность должны были понести чиновники и представители компании-подрядчика.

А кто иначе обязан ответить за то, что ржавая посудина была привлечена к производству работ вместо современного плавсредства? Зато деньги «сэкономили»…Уже в сентябре 2013 года произошла в чем-то похожая история. Управление МВД по Кронштадтскому району возбудило уголовное дело о мошенничестве в особо крупном размере в отношении бывшего гендиректора аффилированного с «Пилоном» ЗАО «Ювенал» Юрия Фролова. Компания в 2012 году исполняла контракт с Дирекцией транспортного строительства на ремонт ряда городских магистралей на 179,6 млн рублей. Однако, как выяснила ГАТИ, работы на 3 млн фактически не были выполнены, и следовательно, соответствующая сумма похищена. Впрочем, сам Юрий Фролов к тому времени уже умер. Кстати, со стороны государства куратором дорожного строительства в ту пору был Владимир Шмидт.

В этой связи невольно вновь вспоминаются вышеупомянутые слова Георгия Полтавченко: странные люди – строители, которым Смольный с завидным постоянством отдает крупнейшие объекты. Вероятно, делить футбольный пирог доверено только «своим» – даже если работают они некачественно, но задорого. Как это – лучше спросить у Шмидта.

Или же у правоохранительных органов.