Posted 26 мая 2015,, 18:10

Published 26 мая 2015,, 18:10

Modified 31 марта, 07:56

Updated 31 марта, 07:56

Чай, который запомнил Пушкин

26 мая 2015, 18:10
В Калмыкии широко отпраздновали Хальмг Цяягин няр или День калмыцкого чая. О том, что собой представляет этот традиционный напиток, как его готовят и какова история его появления, рассказали представители народа.

В третью субботу мая в Калмыкии широко отпраздновали Хальмг Цяягин няр или День калмыцкого чая. Праздник, посвященный национальному напитку, достаточно молодой. Памятная дата была установлена Народным хуралом республики только в 2011 году. О том, что собой представляет этот традиционный напиток, как его готовят и какова история его появления, на встрече “Чаепитие по...” в рамках проекта «Лица Петербурга» рассказали представители калмыцкого общества в Северной столице - студент магистратуры восточного факультета СПбГУ Бем Митруев и художественный руководитель калмыцкого студенческого ансамбля «Айс» Дорджик Болдырев.

Если Хальмг Цяягин няр праздник достаточно молодой, то сам джомба, а именно так называют калмыцкий чай, - напиток с историей.

Поэт Александр Сергеевич Пушкин побывал в свое время в Калмыкии и попробовал местный чай. Нельзя сказать, что напиток пришелся по душе писателю. Во всяком случае в своем дневнике он писал: «Не думаю, чтобы кухня какого б то ни было народу могла произвести что-нибудь гаже». Сами калмыки на эту пушкинскую оценку не обижаются, поясняя: чтобы понять всю прелесть джомба, нужно определенное время и привычка. Да и вообще «кому нравится арбуз, а кому — свиной хрящик».

В истории калмыцкого народа есть период «большого путешествия». Калмыки — потомки ойратских племен, которые когда-то проживал в Западной Монголии, на территории нынешнего Синьцзян-Уйгурского автономного района КНР. По версии историка, востоковеда Василия Бартольда именно «колмаками» стали называть тех ойратов, которые не приняли ислам. Большинство верующих калмыков исповедуют тибетский буддизм школы Гелуг. Впрочем, известно и то, что уже ученый-энциклопедист Рашид ад-Дин в своих летописях употреблял этноним Калмыкия.

Так или иначе, конец XVI — начало XVII века был отмечен миграцией ойратских племен из Центральной Азии на Нижнюю Волгу и Северный Прикаспий. Современная Калмыкия занимает значительную территорию европейской части России. Республика имеет границы с Ростовской, Волгоградской, Астраханской областями, Ставропольским краем и Дагестаном. 400-летие добровольного вхождения Калмыкии в состав России отмечалось в 2009 году. По словам Митриуева, на службе у русского царя калмыки всегда проявляли себя как великолепные воины.

Так, известно, что в 1657-1661 гг калмыки вместе с ратными людьми Поволжья выступили против вторжения турецко-крымских войск. С началом Великой Северной войны 1700-1721 гг также сразу же началась мобилизация калмыцкого войска. В корпусе графа Бориса Шереметева служили около 1,5 тыс. калмыков. Калмыки — исторически первоклассные конники. Вместе с казаками калмыкские «летучие отряды» постоянно осуществляли набеги в тыл противника. Так, русский посол в Дании Василий Долгоруков в своем рапорте в Петербург писал о том, что слышал разговор шведских офицеров. Они жаловались, что «превеликую терпят обиду от партий, которые посылаются от войска царского величества, а особливо от калмыков и от казаков, которые им выспаться не дают». Калмыцкие отряды предпочитали действовать под покровом ночи, сея ужас и наводя панику на противника.

Проявила себя калмыцкая конница и в знаменитой битве при Лесной 1708 года, когда был разбит шведский корпус Адама Левенгаупта - "по дорогам и по лесам бегущих неприятелей казаки и калмыки много побили». Во время Семилетней войны калмыцкие конники участвовали в захвате важнейших стратегических центров Пруссии - Алленбурга, Берлина, Кенигсберга. Калмыцкие подразделения были одними из первых, кто вошел в Париж 1812 году. «И видел, что коня степного на Сену пить водил калмык», - известно нам по патриотическому стихотворению «Ура!» Федора Глинки.

Калмыцкие воины участвовали в Первой мировой, Великой Отечественной войнах.

В чем-то именно образ жизни воина-кочевника, «сросшегося» с лошадью, и определил то, что сегодня известно как калмыцкий чай, который многие воспринимают даже не как напиток, а как пищу. Так, не редки сравнения джомба с супом. Его отличительная черта — питательность. При этом чай можно легко и быстро приготовить. В кипящую воду кладется заварка, затем молоко, сливочное масло, мускатный орех и лавровой лист. Для придания аромата можно добавить и гвоздику. Напиток традиционно готовился из прессованных брикетов зеленого чая, которые в царское время поставлялись из Китая. В советское время ситуация изменилась. Основой стал служить прессованный грузинский чай.

«Чай очень хорошо утоляет голод. Он может служить как пища. Если у вас нет времени, а надо подкрепиться, вы можете выпить пару чашек калмыцкого чая. Традиционный калмыцкий чай во время приготовления взбивался сто раз. Таким образом напиток насыщался кислородом. Вы не поверите, как ощущается разница между взбитым и невзбитым чаем», - рассказал Митруев.

Именно таким чаем угощают гостя, который приходит в калмыцкий дом. Джомба — это первое, что должны предложить хозяева. Отказаться от чая раньше означало обидеть хозяина. Впрочем, существовали и поблажки. Если человек не мог выпить всю чашку, то ему надо было сделать как минимум три глотка. Если чаепитие происходило в семейном кругу, то учитывался возраст. Первую чашу всегда подносили самому старшему из присутствующих.