Posted 4 июля 2015,, 23:25

Published 4 июля 2015,, 23:25

Modified 31 января, 05:19

Updated 31 января, 05:19

Выборг на грани исчезновения

4 июля 2015, 23:25
Исторический центр Выборга разрушается при попустительстве властей. На "сырую" концепцию по его сохранению потратили почти 8 млн рублей, ее применение может обернуться огромными потерями.

Защитники Выборга провели уже третий митинг. Предыдущие два состоялись в 2013 году, после того как начался демонтаж зданий в историческом центре. Поводом для уничтожения квартала, ограниченного улицами Сторожевой башни, Крепостной, Красина и Красноармейской, стало обрушение верхних надстроек на зданиях советской эпохи.

«Зачистка» старого города оказалась шоком не только для выборжан, но и для градозащитников Петербурга. В мае 2013 года активисты в ходе митинга предложили стратегию по сохранению исторического центра. Резолюцию акции вручили губернатору Ленобласти Александру Дрозденко. Однако, как рассказал выборгский журналист Андрей Коломойский, за два года глава 47 региона так и не нашел времени ответить на чаяния горожан.

Так, градозащитники требовали утвердить охранные зоны исторической части Выборга в составе генерального плана, включив в них не только сами объекты, но и примыкающие к ним территории вместе с ландшафтными решениями. Формально это было выполнено. С января 2015 года весь Выборг в границах города является охранной зоной. Но по факту ничего не изменилось. Уничтожение города продолжается. Вырубается Папульский парк, продолжается строительство не свойственных городу архитектурных объектов.

Кроме этого, до утверждения охранных зон должен был быть введен временный мораторий на застройку в центре города и проектируемых зонах охраны. Но застройка продолжается.

На территории охранных зон должен был быть установлен режим, допускающий исключительно консервацию и регенерацию исторической среды. Для этого необходимо было разработать программу. Но все работы в городе ведут неизвестные компании без контроля со стороны КГИОП, без ведения журналов архитектурного учета.

Не был опубликован на официальном портале МО «Выборгский район» и список объектов историко-культурного наследия с указанием их технического состояния. А этого также добивались выборжане.

Достигла предела и скрытность расходования средств. Ни один из органов, отвечающих за состояние исторического наследия, не делится с активистами финансовой информацией, а в достоверности некоторых сведений и вовсе возникают сомнения.

Странный итог имело обещанное «расследование» по выявлению лиц, причастных к доведению до аварийного состояния зданий, демонтированых в квартале Сторожевой башни, Крепостной, Красина и Красноармейской. «Это как в Петербурге если бы в Петербурге снесли половину Невского проспекта», - оценивают масштаб потерь выборжане. Однако Александр Лысов, который, будучи главой администрации Выборского муниципального района, отдавал распоряжение о сносе исторического квартала, теперь чуть ли не возглавляет общественный совет по сохранению Выборга.

С того момента, как губернатор Ленинградской области сообщил, что берет дело сохранения Выборга под личный контроль, прошло два года. Но за это время в городе успел сгореть штаб 30-го гвардейского корпуса – историческое здание на углу Северного вала и улицы Водной заставы, построенное по проекту Федерика Теслефа. Дважды горела Кордегардия – помещение для караула. Считается, что в строительстве этого здания участвовал Абрам Ганнибал – прадед Александра Пушкина. Разрушился Пороховой погреб на Батарейной горе, который возводился под руководством Эдуарда Тотлебена. Успела рухнуть стена главного корпуса Выборгского замка, а также сполз крепостной вал. Активисты считают, что все восстановительные и консервационные работы, которые пытались организовать власти, были проведены с огромными нарушениями. Крепостной вал просто забетонировали, щели разваливающейся кладки Часовой башни забили кирпичами.

При этом за 7,6 млн рублей была разработана концепция сохранения исторической части Выборга - ее представили в Москве и ей остался доволен Минкульт. Согласно документу, на реставрацию Выборга будет потрачено 30 млрд рублей. Деньги должны прийти и из федерального бюджета, и по линии Международного банка реконструкции и развития. Однако, например, Коломойский обнаружил в этой концепции массу нелепостей.

«Концепция стоит миллионы и миллионы. Но о чем она говорит? Она полна различной «липы», вещей, которых просто не существует. При реставрации Часовой башни указан пункт "реставрация каменных бойниц балконной части". Но у башни нет никакой балконной части! В документе написано, что для археологических исследований необходимо прорыть шурф два на два метра и глубиной три метра, чтобы не были повреждены ценности, находящиеся в грунте. Но башня стоит на скале. Негде там копать шурф. А в скале нет никаких исторических ценностей», - рассказал Коломойский.

Еще один интересный факт. В работах хочет принять участие бригада местных выборгских реставраторов. Они имеют и лицензию, и приличный опыт - их даже приглашали проводить реставрацию в Рим. Но работать в своем родном городе им отказали, хотя они готовы были это делать бесплатно. При этом в концепции на реставрацию отводится порядка 18 млн рублей. Видимо, эти средства будут освоены «приезжими» специалистами.

О том, как легко можно жонглировать суммами, говорит и еще один пример. Подготовка исторической справки о башне Выборгского замка, которая уместилась на двух листах, обошлась в 700 тыс. рублей. При этом город в течение 6 лет не мог оплатить эксперимент по охранным зонам, который оценивался в 180 тыс. рублей.

Создалось впечаетление, что власти вспоминают о Выборге только тогда, когда назревает очередной скандал. Вот анонсировали активисты митинг, и к ним на Петровскую площадь согнали порядка 30-40 юношей и девушек в белых футболках с надписями «Я люблю Выборг. Общественный контроль». Они задавали собравшимся невинный вопрос: «Согласны ли вы с тем, что Выборг нуждается в реконструкции?» Всех ответивших положительно просили поставить подпись. Однако выяснилось, что "голоса" собирают в поддержку создания Общественного совета, который должен будет контролировать и ход реставрации, и то, как на нее тратятся деньги. Организаторов митинга подобный обман возмутил. Попутно выяснилось, что подписи собираются уже целых два дня. И инициативу поддержали порядка 4 тыс. жителей Выборга.

К инициативе по сбору подписей оказался причатен депутат Законодательного Собрания Ленинградской области, председатель комиссии по законности и правопорядку Олег Петров. Он так воодушевился акцией, что прилюдно надел белую бейсболку с лозунгом «Я люблю Выборг» и произнес восхваляющую губернатора Дрозденко речь.

Суть ее сводилась к тому, что Выборгу несказанно повезло, и в городе сложилась уникальная ситуация. Губернатор Дрозденко ездил в Москву и лично встречался с президентом Владимиром Путиным. Главе региона удалось убедить первое лицо государства в том, что денег на ремонт Выборга в областном и районном бюджете не хватает. Без поддержки федерального центра не обойтись. И в итоге поддержка эта была найдена. Теперь осталось дело за малым – надо просто контролировать, насколько эффективно будут использоваться эти средства. И вот пройдет определенное время, и петербуржцы будут ездить смотреть на Средневековые памятники не в Таллин и Турку, а в Выборг. Да и вообще город совсем не загибается: в нем недавно открыт выставочный центр Государственного Эрмитажа и отреставрирована школа №1.

Попутно выяснилось, что депутат Петров и сам не прочь вступить в создаваемый Общественный совет. Более того, он готов вместе с губернатором заниматься "счетоводством".

«Александр Юрьевич, выступая в Законодательном собрании сказал, что берет на себя персональную ответственность по расходованию государственных денег. Я хочу эту ответственность с ним разделить. Я не боюсь этого! Я умею контролировать деньги, знаю, как это делать!» - совсем не скромничал депутат Олег Петров.

Впрочем, как рассказал местный активист Алексей Соколов, который организовывал предыдущие два градозащитных митинга, прежде Петров придерживался другой точки зрения. Он считал, что не надо выносить сор из избы и решать вопросы на улицах и площадях. Мол, для настоящей работы существуют кабинеты. Все остальное – пиар.

«Но сегодня со своей инициативой он на митинг пришел, а не в кабинетах стал вести разговоры! Какой общественный совет за контролем эффективности расходования? В городе четыре газеты, радио, телевидение. Да мы и сами видим, как идет реставрация! Если Совет общественный, то не значит, что в него должны все вступить. В нем должны работать профессионалы – архитекторы, историки, реставраторы, ревизоры! Что в нем делают депутаты? Я узнал, что мне тоже предложили в этот совет войти. И что? К тому же вы видели, как собираются подписи. Они начали свое дело с обмана. Это ни к чему хорошему не приведет», - рассказал Соколов.

В состав Общественного совета предложили войти археологу, доктору исторических наук Анатолию Кирпичникову, специалисту по карельской археологии, доктору исторических наук Александру Саксе, реставратору и архитектору Ирэне Хаустовой. Кирпичников сообщил, что деньги на восстановление Выборга действительно выделены значительные, а следовательно, контроль за ними должен быть. В том, что спустя 70 лет власти наконец-то обратили свой взор на уникальный Выборгский замок, тоже нет ничего плохого. Другое дело, чтобы слова не расходились с делом.

А произойти это может. Особенно если учесть тот факт, что местные чиновники слабо разбираются в географии Выборга. Во всяком случае, журналист Андрей Коломойский признался, что недавно встречался с главой администрации МО «Выборгский район» Геннадием Орловым. Пришлось пожаловаться ему на работы, которые ведут электросети в Папульском парке. «А где это?», - спросил Орлов.

Заинтересованные выборжане сами готовы принять шаги к тому, чтобы не допустить разворовывания средств на реставрацию города. Так как к финансированию реставрационных работ привлечены такие организации, как МБРР, а также ИКОМОС и ЮНЕСКО, то в их адрес будут направлены письма. В частности, в них укажут, что на разработку концепции сохранения города власти потратили несколько месяцев. В тоже время работы, которые затрагивают судьбу почти что 300 объектов, должны были растянуться на годы. Представители мирового сообщества должны сделать вывод, какими потерями для них может обернуться выделение средств на сырой проект.