Posted 29 июля 2015,, 19:40

Published 29 июля 2015,, 19:40

Modified 31 марта, 06:59

Updated 31 марта, 06:59

В Ленобласти избавились от оппозиции

29 июля 2015, 19:40
Муниципальный фильтр оказался безжалостен к четырем из девяти кандидатов в губернаторы Ленобласти. Предвыборная гонка, которая и раньше казалась предсказуемой, утратила даже подобие интриги.

Муниципальный фильтр оказался безжалостен к четырем из девяти кандидатов в губернаторы Ленобласти. Предвыборная гонка, которая и раньше казалась предсказуемой, утратила даже подобие интриги. Недопуск оппозиции к легальной политике продолжает быть безусловным правилом.

Претенденты на губернаторское кресло выбрали для посещения Леноблизбиркома разные дни. 22 июля автографы муниципалам принес глава фракции ЛДПР в областном парламенте Андрей Лебедев. 23 июля подписи сдал депутат Госдумы РФ, коммунист Николай Кузьмин, 24 июля — депутат ЗакСа Ленобласти Александр Перминов, представляющий "Справедливую Россию". 27 июля необходимые документы принес предприниматель и глава Союза работодателей Ленобласти Александр Габитов, выдвигаемый 'Гражданской платформой".

Врио губернатора Ленобласти Александр Дрозденко сдал необходимые подписи муниципалов в последний из возможных дней - 29 июля.

Для прохождения муниципального фильтра и дальнейшего участия в выборах кандидатам было необходимо собрать от 161 до 169 нотариально заверенных автографов депутатов муниципальных образований. Из них 45 – от депутатов районного уровня в не менее чем 14 районах области. Теперь избирком до 7 августа должен провести проверку всех подписей, чтобы удостовериться в их подлинности и найти возможные повторы. Бывает так, что депутаты успевают поддержать сразу двух человек, и тогда в выигрыше тот, кто получил автограф раньше.

Но далеко не все участники предвыборной гонки в принципе смогли набрать необходимое количество подписей. Так, заместитель председателя регионального отделения партии "Родина" Михаил Пантюхов нашел лишь около 60 депутатов, готовых его поддержать. А Владимир Топорков из "Патриотов России", как оказалось, в принципе не собирал подписи.

"Мы и не собирались ничего сдавать, дело это бесперспективное. Целью выдвижения было лишь показать населению партию и ее программу. А пройти фильтр без отмашки "Единой России" было невозможно, потому что почти все муниципальные депутаты контролируются партией власти. Она все решает. Поэтому мы и не участвуем", - объяснил начальник предвыборного штаба Топоркова.

Незадолго до дедлайна по сдаче подписей в избирком общественность шокировал кандидат от "Коммунистов России" Виктор Перов. Политик заявил, что имеет в запасе около 170 автографов муниципалов. Однако по итогу Перов недобрал необходимое количество именно от районных депутатов, что означало невозможность прохождения фильтра.

"Оставлю подписи себе на память, вдруг еще пригодятся через год, учитывая устойчивость нашей власти. Вообще надо ликвидировать этот фильтр, сами граждане должны высказываться за выдвижение, а не депутаты", - отметил Перов.

Выдвинутый партией ПАРНАС экс-депутат ЗакСа Сергей Гуляев рассказал о том, как лично объезжал муниципалитеты, но порой не мог найти ни одного "живого" депутата.

"Я как-то за один день побывал в семи муниципалитетах Выборгского района. Не встретил не только ни одного депутата, но даже и заместителя. Вообще никого, кто бы за что-то отвечал. Все в отпуске. У многих так и значится в графике - последняя дата приема, например, 10 июля", - рассказал Гуляев.

Сама система муниципального фильтра построена таким образом, чтобы максимально затруднить оппозиционерам доступ к подписям. Но главной преградой является даже не невозможность физически найти нужного депутата, а их страх подписываться за кого-то из несистемной оппозиции. С подобной ситуацией в прошлом году столкнулась депутат Госдумы Оксана Дмитриева, от поддержки которой часть муниципалов отказалась из-за вполне резонных опасений. Все-таки многие из них работают на бюджетных должностях, да и вообще не хотят быть уличенными в нелояльности.

Получается замкнутый круг. Сначала оппозиции не дают пробиться на местные выборы, и все депутатские места занимают единороссы. Потом эти депутаты служат гарантией того, чтобы никто "подозрительный" даже и близко не был подпущен к власти. И все это одновременно с заявлениями Кремля о необходимости честных и даже непредсказуемых выборов. Однако на деле все получается совсем не так. Механизм муниципального фильтра сбоя не дает.

"Я обращался в "Единую Россию" с просьбой предоставить гарантии того, что для депутатов, которые подпишутся за меня, не будет никаких последствий. Но никакого ответа по существу не получил. Поэтому сдавать подписи, чтобы потешить свое тщеславие, и подставить людей, я не стал. Получается даже не муниципальный, а губернаторский фильтр. Сами депутаты рассказывали мне, что все их кандидатуры все равно утверждаются "сверху". И, подписавшись за меня, они точно не пройдут в следующий созыв", - рассказал Гуляев.

Не прошедшие фильтр кандидаты указывают на то, что по кремлевской установке подписи для системных кандидатов из КПРФ, ЛДПР и "Справедливой России" собирают единороссы. Конечно, сами претенденты все отрицают и уверяют, что все дело в поддержке населения и работе на местах.

"Я знаю район, где им точно собирали подписи люди от "Единой России", конкретно из команды Дрозденко. Было четко расписано, кто из депутатов куда должен прибыть и за кого должен подписаться", - сказал Гуляев. По его словам, некоторым "уже обещана должность вице-губернатора в новом правительстве области". "При этом в районах, где меня не знают, в администрациях не раз заявляли, что уже подготовили списки для досрочного голосования. Оно еще предстоит в сентябре", - сообщил Гуляев.

Теперь выборы в Ленобласти пройдут по максимально предсказуемому сценарию. Ноль конкуренции и какой-либо интриги. Тем временем в других регионах власть также методично избавляется от оппозиции с разной степенью жестокости. В Новосибирской и Магаданской областях "Демкоалицию", в которую входит ПАРНАС и "Партия Прогресса", не допускают к выборам в региональные парламенты по подписям. В Костромской области арестован на два месяца начальник предвыборного штаба коалиции Андрей Пивоваров. Ему вменяется попытка доступа к засекреченным персональным данным. Что также является предвестником того, что подписи в Костроме "зарубят". Все это доказывает, что доступа в легальную политику у реальной оппозиции не будет. Что вновь вытолкнет ее на улицы.

"Дальше в эти игры играть я не хочу.Эксперимент поставили. Было интересно. Я полагаю, что нужно всем собраться и принять решение о том, чтобы отказаться от политической борьбы парламентскими методами. Мы пытались участвовать в выборах по их правилам. И что вышло? Мы играем в шахматы, а они в Чапаева. Понятно, что нам не выиграть, - заключает Гуляев. - Мы хотели разделить с ними ответственность за происходящее в стране. Но теперь пусть сами за все отвечают. Действуйте, мы не будем участвовать в вашем пире нечестивых".

Софья Мохова

Мнение Сергея Гуляева о ходе кампании читайте здесь.