Posted 11 августа 2015,, 17:40

Published 11 августа 2015,, 17:40

Modified 31 марта, 06:48

Updated 31 марта, 06:48

«Иностранцам» запретили лечить россиян

11 августа 2015, 17:40
Ограничения на закупку западных медицинских аппаратов, предложенные Минпромторгом, негативно отразятся на медицине, считают специалисты. Российское оборудование просто не способно конкурировать с иностранным.

Вторую неделю идет обсуждение инициативы Министерства промышленности и торговли об ограничении поставок иностранных аппаратов УЗИ, рентгена, дефибрилляторов, инкубаторов интенсивной терапии для новорожденных, аппаратов искусственной вентиляции легких и множества других медицинских изделий. Специалисты напоминают: для больного важно только одно - чтобы его вылечили. В какой стране произведено то или иное медицинское устройство, значения иметь не должно.

На фоне борьбы со всем западным в феврале 2015 года правительство значительно затруднило доступ иностранной медицинской техники на российский рынок. Тогда был выпущен документ, который предписывал государственным больницам и поликлиникам по 46 позициям закупать преимущественно российские, армянские, казахстанские или белорусские медицинские изделия. Причем запрет затронул и сложную технику, в частности, томографы. Из постановления следовало: если хотя бы две компании указанных стран изъявят желание предоставить вошедшее в черный список оборудование для лечения россиян, то предприятия из всех остальных государств автоматически лишаются права участвовать в конкурсе вне зависимости от качества продукции.

Чиновникам этого оказалось недостаточно. На прошлой неделе они предприняли попытку расширить список, добавив в него чуть более сотни позиций. Среди прочих в проект закона вошли высокотехнологичные приборы: ультразвуковые сканеры, рентгеновские аппараты, дефибрилляторы, инкубаторы интенсивной терапии для новорожденных, аппараты искусственной вентиляции легких. Еще в перечень включены протезы (кистей, стоп, грудных желез, клапанов сердца), ортопедические изделия (трости, кресла-качалки, ходунки) и расходные материалы (тест-полоски для определения уровня глюкозы в крови, бинты). Под ограничение попадет даже закупка презервативов, которые госучреждения приобретают «для профилактики борьбы со СПИДом».

Все внимание на себя перетянули именно презервативы. Это произошло с подачи помощника премьер-министра, а ранее главного санитарного врача страны Геннадия Онищенко, который заявил, что презервативы никакого отношения к здоровью не имеют, а их отмена поможет решить демографические проблемы. Все тут же стали обсуждать, будут ли презервативы, согласно предложению министерства, доступны в аптеках. Из текста инициативы следует, что будут. Если финт делался специально, чтобы отвлечь внимание от сути проблемы, то он удался на славу, потому что рентгеновские аппараты и инкубаторы для новорожденных тут же ушли на третий план.

Как выяснил «Росбалт», специалисты готовы смириться с попаданием в список только «примитивных устройств» и расходных материалов, которые отечественным производителям удается сделать конкурентоспособными. Однако их запрещать совсем необязательно. «Ограничение на трости и ходунки ни экономически, ни политически, ни содержательно ничего не меняет. В госучреждениях закупка таких изделий осуществляется достаточно редко - когда открывается новое отделение, то есть объемы продаж достаточно небольшие, ни на что повлиять не могут», - пояснил главный специалист Петербурга по спортивной медицине Михаил Дидур. Но вот по более искусным ортопедическим приспособлениям Россия никогда мировым лидером не была — при их замене будет сильно страдать качество лечения, добавил он.

«В медицине все должно делаться в интересах больного. Если нужно какое-то устройство, то неважно, где оно произведено - в Китае, Малайзии или Штатах. Мы должны иметь возможность получить все необходимое для пациента. Если говорить об аппаратах УЗИ и рентгена - от чего реально зависит здоровье людей, - то тут, наверное, об импортозамещении говорить сложно. Ограничения мне кажутся искусственными», - полагает Дидур.

По словам опрошенных врачей-рентгенологов, все они работают на иностранной технике и с отечественной незнакомы. «Если провести аналогию с повседневной жизнью, то это неудивительно: люди ездят на иномарках, смотрят японские телевизоры, пользуются западными компьютерами. К нам в больницу завезли белорусские рентгеновские аппараты, но они никакой конкуренции западным не составляют: на них можно разглядеть только грубейшую патологию. Поэтому они стоят в половине учреждений и не функционируют», - подчеркнул один из них.

Подобным образом дело обстоит и с ультразвуковыми сканерами — все используют зарубежные. Что касается дефибрилляторов, то в Петербурге спасают жизни американскими устройствами, отметил один из врачей «Скорой помощи». Собеседники «Росбалта» уверены, что в нынешней ситуации просто невозможен резкий запрет западной техники с заменой ее на отечественные аналоги.

«Если говорить о моей специфике, то пока трудно сказать, сможем ли заменить инкубаторы интенсивной терапии для новорожденных. Например, мне нравятся аппараты из Бразилии. Но если мы выставим характеристики и им будут соответствовать российский инкубаторы, то почему бы не поработать и с ними», - подчеркнул ректор Санкт-Петербургского государственного педиатрического медицинского университета Владимир Леванович. Он также добавил, что перед принятием новых правил общественность должна сначала их подробно обсудить, чтобы проект получился сбалансированным: «В рыночных отношениях всякая регуляция рынка приводит к его большей разбалансированности, но точно никто не будет укладывать новорожденного или недоношенного ребенка в аппарат, который плохо работает».

Ограничение для иностранного оборудования приведет к тому, что еще больше людей начнут лечиться в частных медицинских центрах, если смогут себе это позволить. Просто потому, что западное оборудование значительно превосходит отечественное, уверен директор одной из стоматологических клиник Константин Спиридонов. Так, российские стоматологические инструменты он сравнивает с кувалдой, а импортные - с пинцетом.

«Частный стоматологический рынок - самый конкурентный, его 25 лет не трогали, поэтому он развивался. Стоматологическими госклиниками в Петербурге пользуется 15% населения, остальные перешли на частные или лечатся через ДМС. Если бы такое же было в других отраслях медицины, то в стране все было бы по-другому. Я подозреваю, что с новыми ограничениями в госклиниках смогут избавить от боли только одним образом — удалить зуб», - считает он.

Несмотря на все опасения и критические замечания, представители медицинского сообщества уверены, что их точка зрения не важна для принимающих решения людей и услышана не будет. Инициатива министерства ни для кого не стала неожиданностью, а явилась всего лишь продолжением программы по импортозамещению в медицине, принятой несколько лет назад. Значит, через какое-то время на фоне очередных протестов медиков в список будет внесено новое медицинское оборудование, которое обяжут закупать у российских производителей или представителей стран Таможенного союза.

По мнению координатора программ благотворительного фонда «АдВита» Елены Грачевой, все происходящее — обычное лобби конкретных отечественных бизнесменов. «Никто больных и врачей не спрашивает, экспертное сообщество отсутствует - нет никакой возможности ни на что повлиять. Политика поддержки собственных производителей есть в любой стране, но тогда должна быть нормальная экспертиза, нормальная конкуренция. Высокотехнологичное, наукоемкое производство невозможно просто «приказать», потому что это десятилетия труда. На лечении все эти запреты обязательно скажутся в худшую сторону. Спастись от этой истории можно только мухлежом — например, переклеивать бирки, выдавая иностранные аппараты за российские», - заметила она.

В любом случае у медиков есть еще как минимум неделя до завершения общественного обсуждения, чтобы отстоять свою позицию. С другой стороны, чиновники упорно делают вид, что болезням не все равно, на какой территории сделано оборудование и какой паспорт лежит в кармане у пациента. В споре с такими людьми очень мало шансов.

Петр Трунков