Posted 17 августа 2015,, 18:22

Published 17 августа 2015,, 18:22

Modified 31 марта, 06:43

Updated 31 марта, 06:43

Тайна смерти петербургских уток

17 августа 2015, 18:22
Второй год подряд в пруду парка Новознаменка стаями умирают утки. В их гибели жители винят «дакхантеров» и мусор, а экологи указывают на строительные компании. Так что же погубило этих птиц?

Второй год подряд в замусоренном пруду парка Новознаменка стаями умирают утки. В смерти птиц местные жители заподозрили «дакхантеров» и некультурных людей, закидавших водоем бутылками, а экологи предположили, что виноваты строительные компании. «Росбалт» провел свое расследование и узнал, почему на самом деле гибнут петербургские водоплавающие.

В книге Джерома Сэлинджера «Над пропастью во ржи» главный герой Холден Колфилд задавался вопросом, куда деваются нью-йоркские утки, когда замерзает пруд в Центральном парке города. Просто улетают на юг или их собирают в грузовик и увозят в зоопарк? Участь петербургских птиц грустнее: зачастую они все вместе умирают, а потом утекают в залив вместе с мусором. На прошлой неделе жители микрорайона «Балтийская жемчужина» сообщили, что в пруду парка Новознаменка обнаружили не менее двадцати мертвых пернатых. Почему они погибли, люди не знали, - рядом с трупами плавали вполне живые утки и чайки, а голуби пили воду.

Когда на место выехал корреспондент «Росбалта», в болотной тине остались четыре бездыханных тельца, а еще одно зацепилось за простенькую плотину. В результате вся вода, утекавшая из пруда, проходила через разлагающийся труп. Водоем выглядел ужасно: кругом полиэтиленовые пакеты, упаковки от чипсов, пластиковые и стеклянные бутылки. Кое-где пахло то ли канализацией, то ли мертвыми птицами. А рядом отдыхали петербуржцы. В будний день их оказалось мало (двое пожилых мужчин рыбачили, а один спал на скамейке, еще несколько человек прогуливались рядом), но в выходные, судя по мусору, к пруду в парк стекаются десятки местных жителей с шашлыками.

Как рассказал председатель экологической организации «Зеленый фронт» Сергей Виноградов, люди пожаловались на плохую уборку мусора еще в прошлом году, после чего природоохранная прокуратура приказала местным муниципалам из Сосновой Поляны очистить пруд. Можно предположить, что они этого не сделали, или же дворники просто не успевают подчищать за некультурными горожанами. Пожилые петербурженки помнят, что когда-то пруд был очень чистым, и уток плавало много, но те времена давно ушли. «Смерть птиц для нас не новость. В прошлом году тоже умирали», - вспомнила одна из женщин.

Этот факт породил первую версию: утки гибнут из-за бытовых отходов. Но тут же от специалистов пришло опровержение: эти птицы могут жить в самой грязной воде, сколько не закидывай их банками.

«Утки живут в том числе и в городе, в урбанизированном ландшафте. Это для них стало обычным. В природе они сталкиваются даже с более ядовитыми веществами, знают, что можно есть, а что нельзя», - пояснил профессор, заведующий лаборатории экологии и охраны птиц Биологического НИИ СПбГУ Георгий Носков. «Может быть, какую-нибудь упаковку или что-нибудь еще могла проглотить одна птица, но не все массово», - добавил директор экологического правозащитного центра «Беллона» Николай Рыбаков.

Вторую версию высказал один из рыбаков, казавшийся убежденным в собственных словах: сам не видел, но «все говорят», что птиц расстреливают из пневматических ружей по вечерам ради забавы. Этих людей можно назвать дакхантерами — по аналогии с догхантерами. По словам зоозащитницы Натальи Рублевой, берег Финского залива устелен мертвыми пристреленными утками и чайками — это следы своеобразного сафари. «В Ломоносове недавно потравили собак, сын судьи убил белку, а птиц пристреливают. Они умирают даже не из-за дроби, а травятся свинцом», - отметила она. Но на тех птицах, что плавали в пруду, не было никаких следов от выстрелов, поэтому данную версию также можно не брать в расчет.

Кто-то из прохожих в беседе с корреспондентом «Росбалта» предположил, что до смерти водоплавающих довела непрекращающаяся стройка: буквально через дорогу возводится «Балтийская жемчужина». В эту, третью, версию склонны верить и некоторые экологи. Сейчас на территории стройки работает большое количество подрядных организаций, и в том числе они должны вывозить отходы с объекта. «Раз они застраивают миллионы квадратных метров, значит, вынимают грунт, а грунт — это отходы. Город определяет класс отходов - смотря, что раньше было на этом месте, - и решает, куда их нужно вывезти», - рассказал Сергей Виноградов. Но не все выполняют требования закона: «Строители находят незаконные места, куда и складируют грунт. Мы ловили таких с районной администрацией, выезжали с ОБЭПом, комитетом по природопользованию. Завалены речка Красненькая, различные каналы, частично засыпан залив, а птицам куда деваться? Экосистема не восстанавливается — вот животные и умирают».

В ветеринарии города тоже не исключили, что некие последствия стройки могли повлиять на здоровье уток. Помимо этого специалисты исследуют, болели ли погибшие пернатые птичьим гриппом. Впрочем, это довольно обычная процедура: ее проводят всегда, когда массово умирают птицы, чтобы исключить самое страшное.

Но ключевая версия у ветеринаров и экологов из комитета по природопользованию все-таки другая. Как оказалось, в 2004 году была зафиксирована аналогичная ситуация: на пруду в парке Новознаменка нашли 19 трупов уток. Они не являлись переносчиком инфекций. И даже не вода в пруду стала причиной их гибели. Мало того, на обследованных птицах не были обнаружены признаки ранений, переломов и инородных предметов.

В актах обследований сообщается о воспалении железистого желудка, тонкого и толстого кишечника уток. «Это говорит об отравлении птиц, - отметили в комитете и добавили, что отравитель - петербургская жара. - В теплое время года при высокой дневной температуре развивается грибковое поражение растений, которые входят в рацион уток. Гибнут, как правило, молодые утки, либо птицы со слабым иммунитетом. Одновременно с погибшими птицами в водоеме можно видеть и здоровых особей. В периоды жаркого лета в прошлые годы в Петербурге фиксировались гибель уток в Выборгском и Фрунзенском районах».

По словам представителя ветеринарии Петербурга Валерии Яшиной, в 2015 году это первый случай массовой гибели уток — очень уж холодное лето. Бедные новознаменские водоплавающие пережили килограммы мусора, улетели или уплыли от выстрела пьяного или злого петербуржца, приспособились к удручающим условиям многолетней стройки, но петербургскую, по-настоящему южную и знойную, буквально однодневную жару пережить не смогли.

Петр Трунков