Posted 31 августа 2015,, 20:40

Published 31 августа 2015,, 20:40

Modified 31 марта, 06:31

Updated 31 марта, 06:31

В чьих интересах подорожает эвакуация машин?

31 августа 2015, 20:40
Компании, которые эвакуируют машины и обслуживают штрафстоянки, попросили Смольный увеличить тарифы. Эксперты считают, что это может привести к социальному взрыву.

Компании, которые эвакуируют машины и обслуживают штрафстоянки, решили, что петербуржцы мало платят за их услуги, и попросили Смольный увеличить тарифы. Против выступили депутаты - по их мнению, за последние годы работа эвакуаторов так и не дала результата: бизнесмены нажились за счет городских проблем, а вот дороги свободнее не стали.

С середины 2012 года владельцы неправильно припаркованных машин сами оплачивают работу эвакуаторов. Еще на момент разработки городского постановления депутаты петербургского парламента были недовольны новым тарифом: 2,7 тыс. рублей за эвакуацию и 32 рубля в час на штрафстоянке. Многие посчитали, что эти цифры необоснованны, а методика их расчета вызывает сомнения: в тариф вошла не только перевозка транспортного средства, но и холостые пробеги эвакуаторов. Парламентариев насторожило и то, что часть денег направляется на развитие частной компании, осуществившей транспортировку автомобиля.

До сих пор неясно, на каком основании автолюбители должны оплачивать работу эвакуаторов, если нарушение ПДД не доказано. Логика подсказывает, что платить юридически невиновный человек не должен, но на практике это правило не работает. Отказался отдать деньги - остался без машины.

Это постановление пытался оспорить в суде депутат ЗакСа Александр Кобринский, но потерпел поражение.

Сейчас, если горожанин сам заказывает эвакуацию машины, то стоимость услуги зачастую оказывается значительно ниже принудительной. Такого быть не должно, уверен депутат Законодательно собрания Алексей Макаров

Предприятия, занимающиеся эвакуацией, так не думают. Фирмам «Север», «Исток» и «Нева-Спорт», которые делят городские штрафстоянки, нынешних немалых сборов оказалось недостаточно. В связи с этим они инициировали совещания в Смольном и обсудили конфигурации нового тарифа. С высокой долей вероятности в ближайшее время нарушителей ПДД обяжут платить за эвакуацию 2,9 тыс. рублей (на 7,4% больше, чем сейчас) и 35 рублей в час (на 9,4% больше) за хранение машины.

«Росбалт» направил запрос в комитет по тарифам с просьбой объяснить позицию Смольного и предприятий. С указанными компаниями связаться не удалось.

«Непонятно, зачем поднимать плату, - говорит автомобильный эксперт Виталий Новиков. - Могу предположить, что компании пытаются компенсировать рост стоимости эвакуаторов, бензина и так далее, но на самом деле они не бедствуют». Поэтому он считает, что чиновникам не следует идти на поводу у фирм, хотя петербуржцы смирятся с повышением тарифа со «спокойным негативом».

«Платить 2,7 тыс. или 2,9 тыс. рублей, наверное, для потребителей не так важно, потому что и так, и так дорого», - отмечает он. К этой сумме следует приплюсовать не только хранение машины на штрафстоянке, но еще и сам штраф в размере от 3 до 5 тыс. рублей.

На его взгляд, для госслужащих вопрос денег должен стоять на втором плане. «Тут главное - понять, чего мы хотим, - рассуждает Новиков. - Сильнее наказать или сделать так, чтобы люди парковались по правилам. В этом вопросе не так важен размер штрафа, сколько факт неотвратимости. Неотвратимость сегодня, мне кажется, обеспечена». Неумелыми действиями, чересчур повысив тариф, чиновники собственными руками могут спровоцировать социальный взрыв, как в Краснодаре, следует из рассуждений эксперта. В конце 2014 года там жгли машины эвакуаторщиков.

По другой версии, эвакуаторы лоббируют увеличение платы из-за летних поправок в законодательство: теперь нельзя задерживать автомобили, если под знаком, запрещающим стоянку, не установлена табличка «Работает эвакуатор». На установку этих знаков фирмы тратили собственные средства. Но важнее, что на первых порах количество нарушителей, которых можно отправить на штрафплощадку, значительно упало. «Это что - такой способ расплатиться с этими фирмами за счет граждан?» - задается вопросом Александр Кобринский. На фоне инфляции эти потери могли стать решающим аргументом для компаний, чтобы пойти в правительство в надежде на понимание чиновников.

Между тем на городских дорогах свободнее не становится, хотя эвакуаторы работают очень активно. Хитрость в следующем: частные предприятия заинтересованы в том, чтобы увезти на штрафстоянку как можно больше машин, следовательно, больше заработать. Поэтому они забирают с собой те автомобили, которые быстрее и легче забрать, нежели те, которые действительно мешают остальным участникам дорожного движения. Таким образом бизнесмены просто «наживаются на городских проблемах, а не решают их», считает парламентарий Алексей Макаров. Несомненны и коррупционные риски: городские власти по каким-то причинам не смущает, что заработок частных фирм напрямую зависит от полицейских, которые указывают, какие именно автомобили забирать.

Такую систему нужно менять: отменять «поборы за эвакуацию», оставив только штрафы, и за счет бюджета оплачивать перевозку машин на штрафстоянки, считает Александр Кобринский. «Коммерческая составляющая в деле охраны правопорядка должна быть уничтожена. Нельзя для охраны правопорядка на нынешних условиях звать фирмы. У них другая задача — привлечение прибыли», - говорит он. Проблема и в том, что люди просто не знают, почему должны платить еще больше и обоснованны ли запросы фирм.

В беседе с «Росбалтом» депутат привел в пример историю с унитарными предприятиями, осуществляющими транспортные перевозки в городе. Они просили увеличить плату за проезд — город пошел на этот шаг, однако предварительно не провел открытую, прозрачную проверку деятельности предприятий, как того требовали парламентарии. «Вместо аудита нам снова предлагают поверить в договоренности компаний с чиновниками», - сказал Кобринский.

Есть более радикальная точка зрения: отменить эвакуацию в принципе. По мнению депутата петербургского парламента Алексея Ковалева, пользы от этого метода по борьбе с нарушителями мало — эвакуаторы сами создают пробки на дорогах, и в такие минуты по улицам не проехать. «Бороться с неправильной парковкой можно способом автоматический фиксации правонарушений и автоматических штрафов. Для этого нужно приобрести мобильные комплексы - они должны ездить по маршрутам», - считает парламентарий. К примеру, такие комплексы есть в Москве. Там все знают: неправильно припарковался — получишь штраф, заверил депутат. Эвакуатором нужно пользоваться только в крайних случаях, когда машина перегородила трамвайные или железнодорожные пути.

Впрочем, пока это все фантазии: воплотить в жизнь идею об избавлении города от эвакуаторов депутат Ковалев вместе со своей фракцией в парламенте пытается уже четыре года, но лоббисты заинтересованы в том, чтобы остаться на денежном рынке как можно дольше. На данный момент им это удается, несмотря на подозрения в нечестной игре: так, комитет по развитию транспортной инфраструктуры безуспешно подавал в суд на бывшее руководство Городского центра автостоянок и гаражей. Чиновники считали, что из-за действий их бывших коллег петербургский бюджет потерял 30 млн рублей.

Практика показывает, что у граждан нет ни одного рычага, чтобы повлиять на решения Смольного: если чиновники решат повысить плату, то снова придется признать поражение.

Петр Трунков