Posted 14 сентября 2015,, 08:00

Published 14 сентября 2015,, 08:00

Modified 31 января, 07:04

Updated 31 января, 07:04

Выборы между Дрозденко и неизвестными

14 сентября 2015, 08:00
Выборы губернатора Ленобласти закончились так же, как и начались – предсказуемо, ожидаемо и незаметно. Александр Дрозденко получил более 82% голосов. Его конкуренты как были, так и остались незнакомцами для избирателей.

Выборы губернатора Ленобласти закончились так же, как и начались – предсказуемо, ожидаемо и по большему счету незаметно. Врио главы региона Александр Дрозденко получил более 82% голосов. Что неудивительно, потому что его конкуренты как были, так и остались незнакомцами для избирателей.

В единый день голосования на большинстве участков Ленобласти царила ленивая благодать. Немногочисленные избиратели проходили к кабинкам для голосования, лишь мельком взглянув на плакат с портретами кандидатов в губернаторы. Всего фотографий было пять: бизнесмен Александр Габитов, выдвинутый «Гражданской платформой», депутаты областного парламента Николай Кузьмин (КПРФ), Андрей Лебедев (ЛДПР) и Александр Перминов («Справедливая Россия»), а также врио губернатора Александр Дрозденко от "Единой России".

«Давайте будем честны: мы кроме Дрозденко из них никого не знаем», - отметил житель Гатчины Виктор, пришедший голосовать на участок в школе №8.

Такая же реакция была у многих жителей региона. Они хмурили лоб и не могли вспомнить фамилий других кандидатов ни на подступах к участку, ни на выходе из него. А как же предвыборная кампания, агитация и прочие признаки выборов? Нет, ничего такого граждане в принципе не заметили, в том числе и со стороны Дрозденко. Но он был губернатором с 2012 года и успел получить главное преимущество – при звуке его имени в глазах избирателей появлялось узнавание. Люди в целом казались довольны работой главы региона, но объяснить свою позицию конкретными примерами благотворной деятельности Дрозденко затруднялись. «Главное, что мы ничего плохого не видим», - выразила мнение многих студентка Юля.

Вероятно, Дрозденко решился пойти на выборы, чтобы граждане как раз не успели увидеть «плохое». Учитывая экономическую ситуацию, будущее россиян не только в Ленобласти, но и в других регионах, вряд ли будет радужным. В ожидании этого по стране в очередной раз прокатилась волна досрочных выборов губернаторов. Не без помощи муниципального фильтра главы субъектов отбирали себе традиционный набор соперников. Как правило, он состоял из представителей трех парламентских партий и одного выходца из каких-нибудь «Коммунистов России», что якобы должно было показать демократичность процесса. Мол, и этих допускаем, посмотрите.

Дрозденко не стал исключением и получил в соперники никому не известного Габитова из «Гражданской платформы», у которой даже не было отделения в области к началу кампании. Депутаты от КПРФ, ЛДПР и «Справедливой России» тоже являлись фигурами явно не первого значения даже в своих партиях. При этом в области ходят слухи, что за участие в кампании кандидатам обещаны места в будущем составе правительства.

Казалось, что интригу может создать выдвижение единоросса Владимира Петрова. Однако тот предпочел в выборах не участвовать. Источники полагают, что все дело в неодобрении подобного со стороны Дрозденко, который мог оказать на соперника давление через администрацию президента. Экс-депутат ЗакСа Петербурга Сергей Гуляев, выдвинутый партией ПАРНАС, имел теоретическую возможность стать главным оппозиционным кандидатом, но ему не удалось преодолеть муниципальный фильтр.

Однако в итоге осталось непонятным, почему Дрозденко не сделал широкого жеста "а-ля Собянин" и не допустил на выборы всех желающих. Видимо, власть в наше время боится даже собственной тени. Опросы социологов показали, что врио губернатора в любом случае бы выиграл эту гонку. Правда, с менее впечатляющим результатом. Да и пришлось бы вести более активную избирательную кампанию. Но Дрозденко предпочел «сонное царство». От его соперников практически ничего не было слышно. А сам врио во время кампании отличился тем, что спас застрявшую в оконной раме птичку и запустил программу по строительству площадок для воркаута под лозунгом «Качай мышцы с Тимати» (да, того самого Тимати, который не только поет, но и производит спортивные площадки).

С начала досрочного голосования наблюдатели сообщали о том, что на выборах применяются те же технологии, что и в Петербурге в прошлом году. Организованный подвоз бюджетников на автобусах быстро сделал Ленобласть регионом-лидером по «досрочке». Однако после того, как на эти цифры обратили внимание в ЦИК, рост количества избирателей замедлился. В итоге до 13 сентября на губернаторских выборах проголосовало 3,07% избирателей.

Сам день голосования тоже прошел крайне спокойно. Глава Леноблизбиркома Владимир Журавлев после закрытия избирательных участков не уставал говорить о том, что за все время в комиссию была подана всего одна жалоба. Впрочем, в организации «Наблюдатели Петербурга» утверждают, что жалоб было больше, но не все были зарегистрированы.

«По нашим сведениям, как минимум три человека пожаловались на то, что уже значились в списках как проголосовавшие досрочно. Но у нас никого не удалили с участков и в целом можно сказать, что по сравнению с другими выборами эти прошли вполне прилично. Звонков на горячую линию было мало, а сложности возникали в основном там, где губернаторские выборы были совмещены с муниципальными», - сообщила координатор «Наблюдателей Петербурга» Александра Крыленкова.

После выборов эксперты отмечали, что кампания прошла без особого драйва и уж точно без сюрпризов, но зато без скандалов. Однако экзит-полы показали наличие некоторого «брошенного электората», обеспокоенного отсутствием альтернативы.

«Людей беспокоит, что списки вычищены, что в них всего один сильный кандидат. Возникает вопрос о том, надо ли вообще проводить выборы, или лучше просто организовывать референдум о доверии? Выборы - эта всегда возможность для выхода на арену новых перспективных политиков, но эта кампания показала, что в Ленобласти нет скамейки запасных. Все кандидаты либо совершенно неизвестные, либо просто уже не способны предложить что-то новое», - отмечает старший научный сотрудник Социологического института РАН Татьяна Протасенко.

Политологи считают, что вина в отсутствии конкуренции лежит не на «зачищающей» списки власти, а на партиях, которые не заинтересованы в борьбе.

«Интриги нет не потому, что только один лидер в списке, а потому, что нет других лидеров. Это не беда Дрозденко, а беда тех оппозиционеров, которые не смогли подготовить достойных кандидатов для участия в политической борьбе. Ведь то, что выборы будут, было ясно полтора года назад. Но растить лидеров в партиях не умеют и не хотят. Выдвинутые кандидаты фактически не участвовали в выборах, они проиграли гонку еще до того, как она началась. Для них губернаторская должность не была важной, поэтому они просто отбывали номер», - отметил политолог Александр Конфисахор.

Если смотреть на выборы губернатора как подготовку к избирательным кампаниям в ЗакС и Госдуму, то у так называемой оппозиции серьезные проблемы. «Партии ничего серьезного показать не смогли. Только у КПРФ проходной процент, а для всех остальных это повод задуматься. Думаю, что «Справедливая Россия» и ЛДПР выступили намного хуже, чем ожидали. Выходит, их кандидаты не смогли достучаться до избирателей и мобилизовать свой электорат», - полагает директор Института современного государственного развития Дмитрий Солонников.

Однако стоит добавить, что сама политическая система в России сейчас просто не позволяет появиться новым лидерам. Их уничтожают в зародыше. А системные марионетки остаются для сохранения видимости демократии. Поэтому ничего нет удивительного в том, что жители Ленобласти в итоге получают выборы без выбора.

Софья Мохова