Posted 16 сентября 2015,, 20:34

Published 16 сентября 2015,, 20:34

Modified 31 января, 07:10

Updated 31 января, 07:10

Националист "Шульц" стал экстремистом

16 сентября 2015, 20:34
В России запретили организацию «Народная социальная инициатива» - она была признана экстремистской. У лидера НСИ Дмитрия Боброва, широко известного в среде ультра-правых, и после тюрьмы не получилось жить в правовом поле.

Санкт-Петербургский городской суд признал экстремистской межрегиональную общественную организацию «Народная социальная инициатива». Создатель НСИ Дмитрий Бобров по прозвищу «Шульц» - личность хорошо известная не только в Петербурге. Этот человек имеет определенную репутацию в российском ультра-правом движении.

В начале 2000-х годов Бобров организовал радикальную группировку «Шульц-88», участники которой совершали нападения на выходцев из Китая и стран Африки. Лидер был арестован в 2003 году и приговорен шести годам лишения свободы. Собственно с 2009 года, когда Бобров вышел на свободу, и берет свое начало движение НСИ. Деятельность организации сразу же привлекла внимание правоохранительных органов. Уже на первом собрании были переписаны данные тех, кто решил его посетить, в том числе и журналистов.

Выйдя из застенок, Шульц всячески пытался показать, что он намерен действовать в правовом поле. Представители организации избегали участия в несогласованных акциях. В своих выступлениях перед представителями СМИ лидер движения нередко апеллировал к статьям российского законодательства, «играя» перечислением статей, пунктов и подпунктов российских законов. Бобров выступал и в качестве соорганизатора нескольких петербургских «Русских маршей», которые традиционно проводятся 4 ноября в День народного единства. А летом он организовывал так называемые «русские зачистки». Как правило, жертвами рейдов становились торговцы из Средней Азии и закавказских стран, часто нелегальные мигранты.

Деятельность «Народной социальной инициативы» была приостановлена в июле 2015 года. Соответствующее решение принял прокурор Петербурга Сергей Литвиненко. Доказывать в городском суде, что в деятельности организации нет признаков экстремизма, Бобров решил самостоятельно.

По словам Шульца, у него не было возможности нанять защитника. Дело в том, что в июне в его квартире прошли обыски, после которых Боброву было предъявлено обвинение по ч. 1 ст. 282 УК РФ - организация экстремистского сообщества. Сам он сейчас находится под подпиской о невыезде, а, значит, лишен законных способов заработать деньги на адвоката. При этом к участию в судебном разбирательстве Бобров был допущен как защитник своих личных интересов, поскольку после вступившего в силу 15 сентября Кодекса административного судопроизводства он не мог представлять всю организацию из-за отсутствия юридического образования.

Заинтересованным лицом в деле также значился Минюст РФ, но представители министерства на суд не пришли.

В заявлении петербургского прокурора значились несколько моментов, указывающих на экстремистское содержание «Народной социальной инициативы». В частности, была поднята статья Боброва «Расовая доктрина НСИ», которую удалили с сайта организации спустя четыре дня после приостановки деятельности движения. Шульц пытался доказать, что в статье не идет речи о превосходстве белой расы над всеми остальными, и уверял, что статья является не расисткой, а расиалистской, то есть в ней отсутствует пропаганда расовой ненависти.

Следствие заинтересовало и такое понятие как «русская карта», за введение которой ратовали в НСИ. Согласно их идее, документ следовало вручать всем русским, проживающим за рубежом, но желающим вернуться на родину. Бобров пояснил, что под словом «русская» он имел в виду представителей всех национальностей, живущим на территории РФ, а их насчитывается порядка 180. Впрочем, подобная трактовка «русскости» никак не была обозначена в документе.

Кроме этого, в заявлении прокурора был перекинут мостик и к событиям 4 ноября 2013 года, когда в Петербурге проходил «Русский марш». После его завершения в одном из районов города был убит уроженец Узбекистана. Следствие по данному делу еще продолжается, но один из арестованных, некто Поляков, сообщил, что получил «заряд» на действия именно после речей лидера НСИ. Ходатайство Боброва допросить Полякова в качестве свидетеля суд не удовлетворил.

Были претензии и к проекту НСИ под названием «Этническая карта Санкт-Петербурга». В рамках него организация собирала сведения о преступлениях, совершенных иностранными гражданами. В оформлении проекта использовалось официальное изображение герба Петербурга, а это могло ввести в заблуждение, что НСИ якобы действует от лица официальных властей.

Ну и наконец судья Елена Витушкина обратила внимание на цифру «14» в адресе официального сайта организации. Распространено мнение, что в националистических материалах «14» отсылает к количеству слов в основном призыве книги Адольфа Гитлера «Майн Кампф». Бобров до последнего уверял, что желаемый адрес сайта был занят, поэтому цифру выбрали случайным образом.

Защищался Бобров примерно два часа, само же заседание продлилось больше пяти. Вердикт оказался простым — НСИ является экстремистской организацией.

Шульц же уверен, что организацию запретили «не в следствие каких-то преступлений, а по политическим мотивам», правда, так и не смог пояснить, что конкретно стояло за этим желанием. При этом Бобров намерен и дальше заниматься "общественной деятельностью", но уже просто в качестве гражданина РФ.

В общем, попытка лидера НСИ действовать в правовом поле явно не удалась. Не вышло у бывшего заключенного представить свои националистические воззрения в некой цивилизованной обертке. Хотя понятно, что желание «находить и карать «врагов» на петербургских улицах после тюрьмы у Шульца пропало. Поскольку зачем с арматурой нападать в темной подворотни на узбека, когда можно вполне легально промаршировать по Невскому проспекту на 1 мая «черной колонной», скандируя «Выселяй!»? А что происходит после подобных шествий – уже не к ним. Однако практика показала, что постоянно «включать дурака» не получится. Если потребуется – и старое вспомнят, и новое нароют, и как следствие - закроют. Поляна легального национализма занята.