Posted 2 октября 2015,, 19:00

Published 2 октября 2015,, 19:00

Modified 31 марта, 06:02

Updated 31 марта, 06:02

Нелегальные маршрутки захватили Петербург

2 октября 2015, 19:00
Жители Кудрово ездят на разваливающихся микроавтобусах без опознавательных знаков. По городу вообще следует немало нелегальных маршруток: за полгода арестовали 70 машин. Но с кудровскими ничего не делают.

Тысячи жителей Кудрово ездят из области в город на подозрительных микроавтобусах. На них нет никаких опознавательных знаков, их техническое состояние плачевное. При этом пассажиры зачастую сознательно отказываются от официального коммерческого автобуса, который так же следует до Санкт-Петербурга. Как рассказывают в надзорных ведомствах, по городу ездит немало нелегальных маршруток: только за полгода власти арестовали 70 машин, которые развозили людей, игнорируя закон. Кудровские микроавтобусы в их число не входят.

«Вы до Дыбенко едете?» - спрашивают один за другим жители микрорайона Кудрово и садятся в потрепанный микроавтобус с грязными бортами, тонированными боковыми окнами, вмятиной на двери и большой трещиной на лобовом стекле. На самой машине нет ни номера маршрута, ни таблички с информацией о конечных остановках, внутри отсутствуют данные о стоимости проезда. На вопросы пассажиров водитель отвечает нехотя. Все зашедшие и так знают, что микроавтобус проедет жилые комплексы и непрекращающуюся стройку по разбитой дороге, которую пересекают улицы с красивыми названиями Австрийская или Венская, и довезет людей до станции метро «Улица Дыбенко». Поездка занимает 15 минут и стоит 30 рублей. Каждый день несколько таких таинственных маршруток перевозят тысячи людей из Кудрово в город и обратно.

Проблема известна уже несколько лет. Если судить по сообщениям в соцсети «ВКонтакте», последняя атака правоохранительных органов на подозрительные микроавтобусы состоялась в начале сентября. Якобы проверку проводил отдел полиции по борьбе с экономическими преступлениями. Как рассказал местный житель, он помнит три рейда, которые организовывали сотрудники ДПС. По его словам, рейды не дали результата: задержанные водители отзванивались коллегам, после чего те прятались. Так как полиция не дежурит в Кудрово целыми днями, водителям ничего не мешает снова и снова выходить на маршрут, пояснил собеседник.

В теории любую нелегальную маршрутку власть может арестовать. В управлении автодорожного надзора по Северо-Западу «Росбалту» рассказали, что в апреле ведомство заключило контракты с комитетом по транспорту и компанией, которая эвакуирует машины. С тех пор удалось отловить более 70 микроавтобусов. Все они отправлялись на штрафстоянку. Там машины хранятся три-четыре месяца, пока идет судебное разбирательство. Штраф, который выносит суд пойманным водителям, составляет 50 тыс. рублей. При этом нелегалам приходится еще и оплатить время хранения автобусов на стоянке. Некоторые машины попадаются по второму и даже третьему разу: бывает, что машину отвозят на штрафплощадку, после «освобождения» она неделю откатывает по городу, а затем ее снова ловят и возвращают на стоянку.

Начальник отдела автотранспортного и дорожного надзора Вячеслав Стецюк объяснил, что против маршруток в Кудрово нельзя действовать по этой схеме. Дело в том, что эти водители работают по лицензиям, которые выдаются таксистам. Их получают либо в областном Гостехнадзоре, либо в петербургском комитете по транспорту. Разрешение дает возможность перевозить до восьми пассажиров и багаж. Получив лицензию, кудровские таксисты должны соблюдать и остальные требования закона. Необходимо иметь, например, счетчик, опознавательные знаки на бортах, световой опознавательный знак такси, страховой полис на микроавтобус. Контролем занимается структура, выдавшая разрешение.

Между тем в Кудрово ездит официальная маршрутка К-491, которую обслуживает компания «Никкос». Ее руководитель Юрий Никишин уверяет, что конкуренты не только не наносят шашечки на борта, но еще и не используют счетчики. «Кроме этого, они ездят по строго определенному маршруту, такси так не работает», - пояснил собеседник. По словам директора компании, он лично отправлял «кучу заявлений» чиновникам, но «никакого толка» от этого не было.

«Есть случаи, когда микроавтобусы специально переделывают», - добавили в управлении автодорожного надзора. Изначально микроавтобус, к примеру, имеет 11 мест, но перед подачей на таксомоторную лицензию специально снимается ряд кресел. Таким образом машину можно зарегистрировать под категорию «В». Потом этот ряд возвращается.

В само Кудрово корреспондент «Росбалта» добирался на официальной маршрутке: машина выглядела опрятно, но во время езды сильно скрипела. Всего на маршруте работает пять таких микроавтобусов, срок их эксплуатации не превышает пяти лет, заверил директор компании-перевозчика.

Основная претензия жителей к официальным маршруткам — их время работы. Если судить по комментариям, очень многие недовольны тем, что К-491 ездит только до 23:00. «Меня полностью устраивает нынешняя маршрутка, проезжающая мимо моего дома в полночь. Мне не нужно бояться переходить дорогу по неосвещенному пешеходному переходу, идти в темноте до дома», - отметила одна из жительниц микрорайона.

По ее словам, после закрытия «Меги» (конечная остановка К-491. — прим. «Росбалта») попасть в микрорайон можно либо по «неосвещенной, непригодной для пешеходов и безобразно пыльной дороге», либо по недавно заасфальтированной дороге от «Карусели» на проспекте Большевиков. Такой маршрут пролегает вдоль гаражей, где очень мало людей. Также есть официальные такси, стоимость поездки около 200-300 рублей. «Вот и весь выбор», - сетуют местные жители.

В компании «Никкос» на вопрос, почему официальная маршрутка не ходит поздним вечером, ссылаются на «режим труда и отдыха водителей»: чтобы работать больше, нужно нанимать дополнительный персонал, а также приобретать транспорт.

У жителей Кудрово есть претензии и к водителям. Так, защитница маршруток, работающих с лицензией такси, вспоминает, как на К-491 попала в две аварийных ситуации за одну поездку. Сторонник официального перевозчика в свою очередь приводит пример, как «таксист» вел микроавтобус с неработающими тормозами и остановил машину, прижавшись колесами к поребрику. А у другого якобы не было водительских прав. «Автобусы готовы развалиться: на месте их стоянки — одно сплошное масляное пятно; так как их оборудуют на скорую руку из грузовых, сидения держатся на честном слове», - негодует он.

Почему в Кудрово происходит такая неразбериха с маршрутками, всем очевидно. Правительства Петербурга и Ленинградской области просто не могут согласовать, кто из них должен бороться с проблемой. Как напомнил председатель парламентской комиссии по транспорту Алексей Палин, с января 2016 вступит в силу новый федеральный закон №220, который среди прочего четко регламентирует муниципальное, межрайонное и межрегиональное сообщение. Он считает, что это даст толчок для обсуждения вопроса в рамках координационного совета двух регионов.

Этот же закон позволит службам надзора быстрее выявлять нелегальных маршрутчиков. С нового года все перевозчики будут зарегистрированы в реестре комитета по транспорту и получат карту маршрута. Если перевозка осуществляется на незаконных основаниях, то такой карты просто не окажется на руках при проверке.

Между тем микроавтобусы, которые ездят по таксомоторным лицензиям, работают не только в Кудрово. В частности, они отходят от станций метро «Проспект Большевиков» и «Звездная». Ранее подобные микроавтобусы встречались на «Приморской» и около метро «Купчино». Пока законодательство для таксистов не изменится, у предприимчивых людей будет возможность выйти на рынок маршруток, обходя общие правила. При этом в автонадзоре уверяют, что нынешнее положение все же не означает, что эти микроавтобусы как ходили, так и будут ходить. «Если сотрудники ГИБДД захотят более комплексно проверить техсостояние, машины могут быть поставлены на арестплощадку», - считает Стецюк.

По этой причине нелегальные маршрутки находятся в плачевном техническом состоянии. «Люди понимают, что их машину в любой момент могут поставить на штрафстоянку, и, возможно, вернуть ее не получится. Какой тогда смысл вкладывать деньги в нелегальное транспортное средство?» - полагает Алексей Палин. Он также добавил, что пользоваться услугами нелегалов рискованно, потому что те не соблюдают и остальные правила безопасности.

«Для перевозчиков обязателен предрейсовый осмотр микроавтобуса, водителя должен постоянно проверять врач. Мы понимаем, что на нелегальных маршрутах такого нет. Можно найти какие угодно нарушения и у легальных перевозчиков. Но они платят налоги, они проходят осмотры и проверки. Здесь нарваться на неприятности несравнимо меньше шансов, чем у нелегалов», - пояснил парламентарий.

На момент публикации материала позицию городского и областного комитетов по транспорту «Росбалту» выяснить не удалось, при этом запросы о ситуации с маршрутками в городе и в Кудрово редакция направила еще в прошлую пятницу. Комментария от правоохранительных органов редакция тоже не дождалась, хотя запросы были направлены почти два месяца назад.

Есть подозрение, что ведомства медлят не только при работе с журналистами. По крайней мере, жителям Кудрово до сих пор приходится рисковать: либо поздней ночью идти по разбитой дороге мимо гаражей, либо садиться в разваливающийся микроавтобус с водителем, состояние которого никто перед поездкой не проверял.

Петр Трунков