Posted 4 октября 2015,, 20:01

Published 4 октября 2015,, 20:01

Modified 31 марта, 06:01

Updated 31 марта, 06:01

«Лишать театр помещения за спектакль — абсурд»

4 октября 2015, 20:01
В стране сложилась ситуация, при которой считается, что для постановки спектакля «Болотное дело» нужно быть героем. Но это абсолютно неправильно, считает режиссер один из организаторов «Pop-Up театра» Дмитрий Волкострелов.

Молодой режиссер Дмитрий Волкострелов занимается современным театром, «новой драмой». Он основал в Петербурге «Театр post», а теперь стал одним из организаторов «Pop-Up театра», в репертуар которого вошли новые и лучшие спектакли независимых коллективов. Дмитрий является трижды лауреатом Петербургской молодежной театральной премии «Прорыв» за режиссуру. На фестивале «Золотая маска» 2013 года дуэт режиссера Дмитрия Волкострелова и художника Ксении Перетрухиной был отмечен специальной премией жюри драматического театра.

О том, существует ли «дегенеративное» искусство, как прожить без господдержки и в чем достоинства современной архитектуры Дмитрий Волкострелов рассказал «Росбалту» в рамках проекта «Петербургский авангард».

Каким образом возникла идея «Pop-Up театра»?

— Три человека числятся кураторами «Pop-Up театра», и у каждого своя история возникновения проекта. Мне это кажется прекрасной случайностью — случайно совпали наши желания, появились пространство и время. Мой коллега Семен Александровский скажет, что это все неслучайно, и мы много над этим работали.

Запрос на такой временный театр в обществе всегда был и есть. Особенно это касается театра, который рассказывает о современности. Все закономерно — в обществе существует запрос, художник на него отвечает. Этот запрос особенно сильно выражается в последнее время. Мне кажется, это связано с тем, что люди — в первую очередь в Москве, потом в Петербурге — стали понимать современное искусство и законы, по которым оно живет.

В Петербурге подхвачена европейская тенденция «окультуривания» заброшенных зданий, превращения их во временные площадки для разных событий. «Pop-Up театр» отлично вливается в эту тенденцию. Почему в таком случае он не имеет поддержки?

— Честно говоря, все так быстро произошло, что мы просто не успели озадачиться поиском государственной поддержки. Но, скорее всего, мы бы и не стали ее искать. Нет особого смысла, мне кажется, вступать в отношения с государством в рамках этого проекта. А поддержку бизнеса мы уже получили — это руководители Beatnik, которые предоставили площадку совершенно бесплатно. Там, на Итальянской, 17, «Pop-Up театр» будет работать до 4 октября.

Ваш наставник на актерско-режиссерском курсе СПбГАТИ Лев Додин однажды сказал: «Как научить режиссуре, я не знаю, а те, кто захотят стать режиссерами, ими станут». Что способствовало вашему становлению как режиссера?

— Однозначно на этот вопрос не ответить. На меня безусловно повлияла современная драма, русскоязычная и не только. Очень повлиял драматург Павел Пряжко. А вообще повлияла в целом культура — современное искусство, кино и театр. Возможно, современное искусство повлияло даже больше. Постоянно влияет очень большое количество вещей и факторов, выделить что-то одно сложно и неправильно.

У вас сложилась определенная эстетическая программа относительно своего театра? Или вы находитесь в постоянном поиске?

— Кажется, мы открыты к изменениям. Поставили же мы Кейджа — казалось бы, совершенно не свойственный нам изначально текст. А ведь мы планировали работать только с современными текстами. Жизнь вообще предполагает бесконечное движение.

Вы видите будущее театра за неигровыми текстами и минимализмом декораций?

— Нет. Я вижу будущее театра, да и человечества в целом, в разнообразии. Я не считаю русский психологический театр тупиковым путем развития. Ни одно из искусств нельзя объявлять дегенеративным. И современный театр не стремится однозначно к минимализму. Да, мне лично минимализм близок.

Как вы относитесь к все более широкому использованию технологий в театре?

— Появление технологий в театре — это же естественный процесс! Просто вспомните, что раньше спектакли шли при свечах в сопровождении живого оркестра. Театр тем прекрасен и удивителен, что он всегда «здесь» и «сейчас», и это продукт связи живых людей — тех, кто делает спектакль, и тех, кто его смотрит.

Чувствуется ли сегодня конфликт официальной культуры и экспериментального театра?

— Внутри театрального мира — нет. В России очень ощущается единое и сплоченное театральное сообщество. Нападки со стороны инстанций, к сожалению, существуют. Это и гонения на «Театр.doc», и скандал с «Золотой маской». К этой премии и ее результатам, конечно, можно по-разному относиться. Но это действительно независимая премия, премия театрального сообщества — очевидно, государство хочет это контролировать.

А какова ваша позиция в истории с выселениями «Театра.doc»?

— Печально то, что команде в очередной раз приходится тратить время и силы на ремонт, а не на театр. Понимаете, спектакль «Болотное дело» — это не о политике, а вообще о другом — о людях. И выгонять театр из помещения за то, что он ставит такой спектакль, — это абсурд, если не сказать свинство. Спектакль о том, как тяжело люди переживают разлуку со своими родственниками, мужьями, сыновьями. Если бы мы жили в нормальном обществе, то в выборе этой темы не было бы ничего героического, это нормально. Ужасно, что в стране сложилась ситуация, при которой считается, что для постановки спектакля «Болотное дело» нужно быть героем. Мне кажется, художник вообще не обязан быть героем, его работа заключается в чем-то другом.

— Вы работаете и в Петербурге, и в Москве. Все-таки что вам ближе?

— Москва — совершенно прекрасный город. Я очень ее люблю, и мне крайне важна та энергия, которая есть в столице. Недостаток этой энергии в Петербурге очень удручает меня. Это чувствуется даже в том, как люди ходят по городу, передвигаются по эскалатору.

— Многих художников вдохновляет центр Петербурга. А вас?

— Центральная часть Петербурга настолько целостна в архитектурном плане, что это, с одной стороны, очень здорово, а с другой — когда твой взгляд цепляется за бесконечный классицизм, тебе недостаточно архитектурных впечатлений. Мне кажется, чем разнообразнее город, тем лучше. И в центре в любом случае должна быть точная и качественная современная архитектура.

Беседовала Мария Койбина

Полную версию интервью читайте на сайте «Петербургского авангарда».

Проект реализован на средства гранта Санкт-Петербурга.