Posted 9 октября 2015,, 20:10

Published 9 октября 2015,, 20:10

Modified 31 марта, 05:56

Updated 31 марта, 05:56

«Аэроэкспресс» не доехал до Петербурга

9 октября 2015, 20:10
Федеральное правительство в третий раз отказалось выделять деньги на "Аэроэкспресс" до "Пулково". Но Смольный не намерен отказываться от своих планов. Между тем эксперты уверены, что электропоезда до аэропорта не будут востребованы.

Федеральное правительство в третий раз отказалось выделять средства на скоростные электрички от аэропорта «Пулково» до Балтийского вокзала. Очередная неудача петербургских чиновников не сломила. Чтобы запустить «Аэроэкспресс», они согласны взять средства из федерального бюджета в долг. Собеседники «Росбалта» удивились настойчивости Смольного: они считают, что до «Пулково» достаточно пустить обычный трамвай.

В течение последних лет чиновники Смольного неоднократно меняли планы по решению проблемы транспортной доступности «Пулково». То правительство выступало за скоростной трамвай, который шел бы от Московского вокзала или от «Звездной»; то хотело продлить "красную" ветку метро от станции «Проспект Ветеранов» до аэропорта; звучали планы и о запуске «Аэроэкспресса».

Согласно задумке, скоростные электрички должны были соединить Балтийский вокзал и «Пулково». Между тем проект «Аэроэкспресса» можно было реализовать за федеральные деньги в 2013 году. Тогда запуск электропоездов имел хорошие шансы попасть в программу подготовки к чемпионату мира, однако Смольный предложил федеральному правительству более дорогостоящий вариант с метро, который в итоге был отклонен.

Иронично, но в 2014 году выбор Смольного пал все-таки на «Аэроэкспресс», хотя губернатор Георгий Полтавченко публично выразил сомнения в его пользе. Чтобы поднять популярность «Аэроэкспресса», чиновники предложили сделать на «Балтийской» еще один терминал аэропорта. Идею планировали реализовать за 15 млрд рублей - за счет федеральных средств, бюджета Петербурга и денег РЖД. Однако Смольный столкнулся с несговорчивостью федеральных чиновников. Петербург попросил у федералов 10 млрд рублей. На эти запросы Министерство транспорта дважды отвечало отказом.

В третий раз вроде бы все получилось: в прошлом месяце глава комитета финансов Алексей Корабельников заявил, что сторонам удалось достигнуть предварительной договоренности, хоть и не оформленной документами. Впрочем, видимо, кто-то в последний момент нарушил слово - в середине недели бюджетная комиссия, которую возглавляет премьер-министр России Дмитрий Медведев, заявку по «Аэроэкспрессу» не поддержала.

В Смольном к такому повороту событий были готовы. Как рассказала пресс-секретарь вице-губернатора Игоря Албина Елена Михина, изначально петербургское правительство рассчитывало на один из двух вариантов федерального финансирования: бюджетную субсидию или бюджетный кредит. Все заранее знали, что из-за кризиса безвозмездную помощь будет получить проблематично. При этом вопрос бюджетного кредита не снят с повестки, работа продолжается, подчеркнули в аппарате вице-губернатора. «Да, это возвратные средства, но не под бешеные, а под щадящие проценты», — сообщили «Росбалту».

На то, что петербуржцы в ближайшей перспективе все-таки воспользуются скоростными электричками до аэропорта, намекнул и глава транспортной дирекции чемпионата мира по футболу-2018 Терентий Мещеряков. «Я знаю, что правительство города, Министерство транспорта, федеральные органы активно над этим работают. Уверен, что железнодорожная связь с аэропортом «Пулково» появится», - сказал он. По его словам, Смольный сможет получить право на желаемые средства уже в ближайшее время. «Аэроэкспресс», безусловно, в Петербурге будет: он нужен и важен для города», — добавил Мещеряков. Возможно, не стоит очень уж верить в этот прогноз. На многострадальную судьбу «Аэроэкспресса» уже пришлось множество обещаний: согласно одному из них, первый состав скоростного поезда должен был отправиться в путь еще в 2013 году.

Собеседники «Росбалта» относятся к проекту Смольного скептически. Неоднократно говорилось, что потенциальных пассажиров «Аэроэкспресса» может отпугнуть высокая стоимостью билетов. В Москве одна поездка обходится в 420 рублей. «Сегодня жителям юга Москвы, которые живут в двух-трех станциях от московского КАДа, удобнее заказать такси и поехать до «Внуково» или «Домодедово» на машине. Если ехать семьей из трех человек, это выйдет дешевле, чем ехать на «Аэроэкспрессе». «Аэроэкспресс» - это хорошая история, она разгружает дороги от машин, но по цене для многих москвичей она проигрывает», - отметил генеральный директор исследовательского агентства InfraNews Алексей Безбородов.

В других городах — Казани, Владивостоке и Сочи — скоростные электрички оказались и вовсе невостребованными. Сейчас «Аэроэкспресс» там не работает.

В Петербурге аэропорт расположен недалеко от города, а это значит, что аэроэкспресс вряд ли будет сильно востребован. К тому же система общественного транспорта до аэропорта налажена, а на дороге в "Пулково" нет серьезных проблем с трафиком. При этом сам аэропорт на данный момент не подтверждает статус даже регионального хаба, который развозил бы людей по Северной Европе и северу России, подчеркнул Безбородов. В связи с этим настойчивое желание чиновников запустить «Аэроэкспресс» в глазах эксперта выглядит «странно».

«Это не похоже на правительство Петербурга: они зарубили столько инфраструктурных проектов, что ситуация выглядит достаточно забавно. У них нет ни опыта, ни знаний. Я думаю, это все это танцы вокруг проекта. Может быть, при следующем губернаторе что-то и получится, но нынешние руководители не справятся», - сказал он.

По словам председателя парламентской комиссии по транспорту Алексея Палина, городу выгоднее было бы сосредоточиться на скоростных трамваях, а не электричках. В свою очередь продление ветки метро в нынешних условиях он посчитал «слишком дорогим удовольствием».

По мнению Алексея Безбородова, можно обойтись и простыми трамваями, инфраструктуру для которых удалось бы выстроить в рамках текущих расходов. При этом все современные трамваи достаточно быстры и, если будут иметь выделенную линию, довезут пассажиров до аэропорта в кратчайшие сроки. Впрочем, депутат Палин строит нерадужные прогнозы: «Я думаю, в итоге до аэропорта можно будет доехать только на автобусе. Мы пойдем по пути наименьшего сопротивления».

Петр Трунков